Заблудившиеся в зеркалах

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Заблудившиеся в зеркалах » Плоды просвещения » Президент Республики ШкиД


Президент Республики ШкиД

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

Странно, но я совсем не помню содержание ни "Педагогической поэмы", ни "флагов на башнях". Хотя читала обе книги. Даже не помню - где была их Школа.

Зато разбуди меня ночью и спроси содержание "Республики Шкид" - смогу запросто. А самое интересное - только сейчас подумала - газета, которую выпускали шкидовцы называлась "Зеркало". :)

Отредактировано Ириска (Понедельник, 21 февраля, 2011г. 12:39:23)

0

2

Когда книга вышла (Республика Шкид), ее сразу прочитал Горький – и настолько увлекся, что стал рассказывать о ней многим своим коллегам-писателям. «Прочитайте обязательно!» Горький увидел и то, что дебютанты, возможно, изобразили волей-неволей – директора школы Виктора Николаевича Сороку-Росинского, Викниксора. Его он вскоре назовет «новым типом педагога», «монументальной и героической фигурой». А в письме к педагогу Макаренко Горький скажет, что Викниксор «такой же герой и страстотерпец», как и сам Макаренко.

Однако Антону Семеновичу Макаренко, выходившему тогда на лидирующее место в советской педагогике, «Республика Шкид» не понравилась. Он прочел ее не как художественное произведение, а как документальное, и увидел в нем лишь «добросовестно нарисованную картину педагогической неудачи», слабости в работе Сороки-Росинского.
И Макаренко, и также невзлюбившая Сороку-Росинского Крупская, мнившая себя вождем педагогики по-советски, ставили теорию впереди практики. Они вольно или невольно формировали то, что будет названо принципами коммунистического воспитания и окажется совершенно отчужденным от запросов живой человеческой личности, греховной и возвышенной одновременно.
А Сорока-Росинский всей своей деятельностью противостоял этой прагматике, где коллектив – все, человек – ничто. О сердечном рыцарственном Викниксоре написано немало, но, к сожалению, уже после трагического гибели этого человека.

Каким-то почти мистическим образом его школа носила имя великого духовидца Достоевского, взывавшего к восстановлению погибающего человека, а заведение Макаренко называлось Трудовая коммуна имени Дзержинского, в прославление одного из главных большевистских головорезов. (с)

Отредактировано Ириска (Понедельник, 28 февраля, 2011г. 14:37:51)

0

3

Сорока-Росинский, Виктор Николаевич

Принципы воспитательной системы

Национальные школы и национальная психология. Основные принципы национального воспитания должны закладываться в семье: через религиозное воспитание и труд, воспитания на традициях устного народного творчества. Демократичность воспитания и обучения. Принцип коллективного воспитания с учётом индивидуальности каждого воспитанника. Переход от принуждения к принципу добровольчества на основе самодеятельности, самоуправления, соревновательности и самокритичности. Всякое знание превращать в деяние. Принцип игры как естественной потребности растущего организма в организации всей жизнедеятельности воспитанников и учёбы. Принципы суворовской педагогики, положенные В. Н. Сорокой-Росинским в основу своей воспитательной системы: «Глазомер, быстрота, натиск», «Тяжело в учении, легко в бою».

Проблемы воспитания трудных детей

Решительно выступал против понимания трудных детей как морально или психически дефективных. С 20-ых по 30-ые гг. из-за сложной экономической ситуации беспризорников и детей с отклонениями в развитии (с нарушениями слуха, зрения, интеллекта) часто объединяли в одну группу и воспитывали в одних учреждениях. Он считал, что беспризорники вполне нормальные дети, попавшие в тяжёлые жизненные условия. Они вполне поддаются педагогической коррекции. В работе с трудными подростками лучшем орудием воспитания является личность педагога, его пример, учитель должен быть «породистым».

Предложил Классификацию учителей: учителя-теоретисты; педагоги-реалисты и утилитаристы; педагоги-артисты; учителя-интуитивисты. Выступал за смягчение беспрерывной «артельной» жизни в детских домах, предложил создать специальные уединённые помещения для индивидуального творчества и размышления.

Отредактировано Ириска (Понедельник, 28 февраля, 2011г. 16:02:19)

0

4

Среди фотографий, документов и других материалов в доме у сына педагога, Константина Викторовича Россинского, находилась вещь бесценная - написанная карандашом рукопись книги "Школа Достоевского". Рукопись эта обрывается на полуслове. Но и сто пятнадцать ее страниц, и те статьи и материалы, которые сейчас стали известны, воспоминания учеников и коллег - все это дает достаточное основание, чтобы определить значительный вклад В.Н. Сороки-Росинского - практика и теоретика - в развитие советской педагогической науки.

http://www.respublika-shkid.ru/i/read_putilova/chapter4_picture1.jpg

Мечтая о том, чтобы его питомцы стали полноправными гражданами, В.Н. Сорока-Росинский пришел к убеждению о необходимости сформировать, прежде всего, настоящий коллектив, а для этого "найти и поставить перед… ребятами какую-нибудь единую цель, общую, для всех понятную, всеми желанную и требующую для своего осуществления непрестанно ведущейся деятельности" .

В здании на Старо-Петергофском проспекте не было никаких возможностей организовать трудовое воспитание ребят, и В.Н. Сорока-Росинский выдвинул другую общую цель и задачу: учиться! Учиться, чтобы добыть себе путевку в жизнь. Учиться, чтобы "выйти в люди"! Это стало девизом шкидцев, это вошло в их гимн. Двенадцать уроков в день! Это могло бы показаться неправдоподобным.

http://www.respublika-shkid.ru/bibliote … chapter_4/

Отредактировано Ириска (Понедельник, 28 февраля, 2011г. 16:18:54)

0

5

Получив хорошее образование, Виктор Сорока своей жизненной задачей в этот период видит исследование психологических феноменов, распространение психологических знаний и просвещение народа. Эта психологическая подготовка сыграла важную роль в профессиональном становлении педагога-ученого. Его «суворовская педагогика» строилась на психологическом фундаменте. А педагогическое искусство реализовалось на основе профессиональной интуиции в отборе приемов и создании технологии взаимодействия с детьми, как «тонкого» психолога. По воспоминаниям учеников он видел воспитанников «насквозь». Казалось, он как будто предвидел, что ему всю жизнь придется работать с трудными детьми с нарушенной психикой.

+1

6

Ириск, это надо будет обязательно выложить на Мозаике. Не в пику Сергею, а как продолжение темы про воспитание "нового человека", альтернативные методы.

0

7

С 1910 по 1917 год из под его пера выходят восемь статей, посвященных педагогическим проблемам, а, точнее, – вопросам воспитания: «Нат Пинкертон и детская литература», «Национальное и героическое в воспитании», «Наше будущее и наша школа», «Молодняк», «Школа борьбы», «Певец борьбы», «От речей к делу». Среди них крупное монографическое исследование «Путь русской национальной школы». В этих работах подняты вопросы педагогики и психологии детского чтения и детского мировосприятия, проблемы социологии молодежи разных стран в годы Первой мировой войны и судьбы человека в его жизненной борьбе. Здесь В.Н. Сорока-Росинский продолжает традицию русской школы, обозначенную К.Д. Ушинским, выделяя принципы народности и демократичности в воспитании. Он считал, что основы национального воспитания, включающие традиции устного народного творчества, религиозное и трудовое воспитание, должны закладываться в семье. Большую роль в этом вопросе Виктор Николаевич отводит песне, музыкальной и художественной культуре.

****

По своим политическим взглядам он не был коммунистом, скорее – социалистом, выступающим за демократию и прогресс страны. Ни одной из политических партий за свою жизнь он не принадлежал.

Отредактировано Ириска (Понедельник, 28 февраля, 2011г. 16:26:14)

0

8

Аccès написал(а):

Ириск, это надо будет обязательно выложить на Мозаике. Не в пику Сергею, а как продолжение темы про воспитание "нового человека", альтернативные методы.

Потом, когда-нибудь...

Отредактировано Ириска (Понедельник, 28 февраля, 2011г. 16:27:26)

0

9

В.Н. Сорока-Росинский провел два года в Германии, и ему было известно из первых рук творчество педагогов-новаторов: «трудовая школа» Г. Кешенштейнера, «педагогика действия» А. Лая, а также американского исследователя образования Дж. Дьюи и его «школы-лаборатории». Эти идеи нашли отражение в создаваемой им педагогической системе, которая совершенствовалась всю жизнь.

А.С. Макаренко и В.Н. Сорока-Росинский создали две абсолютно различные воспитательные системы. Если А.С. Макаренко сделал акцент на физическом труде и коллективном воспитании, то В.Н. Сорока-Росинский – на интеллектуальном труде, культуре и творчестве. Важную роль в его системе играет коллектив, в котором он выделил следующие уровни развития: толпа, стадность, организованный коллектив, актив как организационное ядро. Однако уже во время массового увлечения коллективизмом, Виктор Николаевич отмечал проблемы индивидуального развития детей в детских домах и предложил методы ослабления нивелирующего влияния «артельной жизни». Динамику развития коллектива он отслеживает в движении от принудительности к принципу добровольчества на основе самодеятельности, состязательности, самоуправления и самоактивности. Принцип единого коллектива (воспитателей и воспитанников) он рассматривает через преодоление противостояния «мы и они». Им был предложен ряд методических приемов решения этой проблемы.

Гуманизм его педагогики проявлялся в том, что он видел в морально и психически дефективных детях (так их тогда классифицировали) творческие, одаренные натуры. Глубокая вера, которая передалась его воспитанникам, в их благополучное будущее, в то, что им удастся «выйти в люди», стать достойными гражданами, способна решить трудную педагогическую задачу.

0

10

Основной путь преодоления проблемы – интеллектуальный труд: 10 уроков в день круглый год, летом 6–7. Учились с упоением и азартом, за счет применения игровых технологий, театрализации, состязательности. Заслуживает интереса такая форма презентации достижений учащихся как общественный учет. Не зря С.Я. Маршак, выступая на съезде писателей, назвал школу Достоевского «пролетарским лицеем», намекая на Царскосельский Лицей, так как там дети много читали, изучали иностранные языки, выпускали журналы. Однако это не очень вписывалось в тогдашнее понимание трудовой школы и задачи пролетаризации масс. Школа Достоевского, по сути своей, формировала интеллигентов из беспризорников. Поэтому В.Н. Сорока-Росинский был уволен из созданного им детища.

Дальнейшая его судьба была связана с директорским постом школы № 39 на Невском проспекте, где им было блестяще организовано трудовое воспитание на основе деятельности мастерских. Параллельно В.Н. Сорока-Росинский работает методистом, затем доцентом факультета социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН) на кафедре трудного детства в педагогическом институте имени А.И. Герцена (1925–1930).

0

11

Виктор Николаевич был Учителем с большой буквы, учителем от Бога, соединявшим в единстве ученого, «утонченного» психолога, великолепного историка, знатока русского языка и фольклора, зарубежной и отечественной литературы, актера, режиссера, вокалиста и музыканта, человека, отлично владеющего несколькими иностранными языками, солдата, освоившего суворовскую науку побеждать. И все это интегративно прорастало в профессии педагога. За разностороннее развитие и разнообразие талантов его прозвали человек эпохи Возрождения.

Яркая личность раздражала «ремесленников» и завистников, работающих рядом с ним. Они подсмеивались над его старомодностью, чудаковатостью, так как он был не от мира сего в их глазах, «белой вороной» в их стае. В сущности, В.Н. Сорока-Росинский был одинок, так как его окружала атмосфера недоверия. Его ученики выступали с блестящими докладами на общешкольных конференциях, а учителя с сарказмом замечали, что «это Сорока-Росинский написал доклад». Он приучал детей к порядку и дисциплине, а это расценивалось как старорежимность. У его учеников было самое высокое качество образования (2/3 пятерок, а остальные четверки и немного троек, двоек не было вовсе), но ему не верили – считали, что он сам исправляет ошибки ученикам. Его ученица 1948 года Р.И. Шендерова вспоминает, что когда давали контрольную работу из РОНО, то приходили инспектора и забирали контрольные, не давая проверять, и не показывая результатов учителю.

Он разрабатывал и применял в учебном процессе различные дидактические игры, которые давали быстрый и устойчивый результат: двоечники начинали получать твердые тройки. А отметки он выставлял очень строго: его тройка стоила четверки у других педагогов. На его просьбы освоить эти игры и применять их в своих классах учителя усмехались, считая его чудаком. Так эти методические находки были утрачены навсегда.

0

12

Он всю свою жизнь писал статьи, книги, однако его значительные произведения так и не увидели свет. Последнее свое произведение «Школа Достоевского» он собирался опубликовать в журнале «Нева», но получил отказ. Создавалось впечатление, что то, чему он посвятил свою жизнь, никому не нужно кроме детей. Тем не менее, он не бросил писать, а приговаривал – «может это пригодится товарищам». Он с надеждой писал нам в будущее.

Великий гуманист, он не мог жить без детей. Даже когда ему пришлось уйти из школы, так как он уже не видел лиц учеников («только белые блины» – по воспоминаниям учеников), сидящих на первой парте. Он не только плохо видел, но и слышал, особенно после блокады. Тем не менее, он продолжал писать, надевая двое очков с толстенными линзами. Последние годы он обзванивал близлежащие школы и просил, чтоб ему прислали трудных отстающих учеников. Создав клуб на дому (который он в шутку называл «Академия»), он занимался с бригадами по 4–5 человек в основном мальчиков, до исправления и получения твердой тройки. Затем просил, чтобы прислали новых учеников. Всю свою жизнь он посвятил детям трудной судьбы: социально дефективным, беспризорникам, невротикам, переросткам, детям войны и блокады, подросткам с девиантным и деликвентным поведением.
(с) Сергей ХРИСТОФОРОВ,
канд. пед. наук,
доцент кафедры педагогики
РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург

Отредактировано Ириска (Понедельник, 28 февраля, 2011г. 16:44:10)

0

13

Литература

1. Белых Г., Пантелеев Л. Республика Шкид. – М., 1981.

2. Вендровская Р.Б. Сорока-Росинский. – М., 2000.   http://magazines.russ.ru/zvezda/2008/3/sh14.html

3. Кабо Л. Жил на свете учитель. – М., 1970. http://oboi-plus.net.ua/blog/kabouchitel.doc

4. Маршак С.Я. Республика Шкид // Собр. соч.: В 8 т. – М., 1971. http://s-marshak.ru/works/prose/vospita … anie38.htm

5. Ольховский П., Евстафьев К. Последняя гимназия: Роман. – Л., 1930.

6. Путилова Л. ...Началось в Республике Шкид: Очерк жизни и творчества Л. Пантелеева. – Л., 1986.

7. Сорока-Росинский В.Н. Школа Достоевского. – М., 1978.

8. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения / Сост. А.Т. Губко. – М.: Педагогика, 1991.

Отредактировано Ириска (Вторник, 1 марта, 2011г. 13:11:22)

+1

14

http://www.markus.spb.ru/avtoritet/sor-shkid.shtml

0

15

Кстати, оказывается Школа им. Достоевского - считается Авторской.

148. Последовательность возникновения авторских учебно воспитательных заведений в СССР

1. <=> 1-я опытная станция эстетического воспитания
2. <=> Школа им. Достоевского
3. <=> Трудовая колония им. Горького
4. <=> Школа Брюховицкого
5. <=> Павлышская средняя школа
6. <=> Школа Караковского

А Сорока-Росинский оказывается один из ведущих авторов, разработавших теорию о коллективе, причём он это сделал раньше Макаренко.

1. <=> Шацкий
2. <=> Сорока-Росинский
3. <=> Макаренко
4. <=> Сухомлинский
5. <=> Иванов
6. <=> Караковский

И ещё Сорока-Росинский ввел принципы Суворовской педагогики в систему воспитания. И вообще является одним из самых значимых педагогов-практиков...

0

16

Интересная информация. Мне понравился сайт.

0

17

А в самые тяжелые для Шкиды дни, когда в ней вспыхнула бурная эпидемия воровства, заведующий школой опять - по выражению шкидцев - "залез в глубокую древность и вытащил оттуда социальную меру защиты от преступников, применявшуюся в древней Греции - остракизм".
Вопрос о том, кого подвергнуть остракизму, поставили на закрытое голосование.
Еще так недавно все шкидцы были связаны круговой порукой, нерушимым блатным законом: "своих не выдавать!"
Но, предлагая новую крутую меру, Викниксор чувствовал, что лед тронулся - Шкида уже не та, на нее можно положиться.
И в самом деле, только меньшинство голосовавших возвратило листки незаполненными. Да и то по мотивам, которые были четко выражены в надписи на одном из листков:
"Боюсь писать - побьют".
А большинство ребят нашло в себе мужество назвать имена коноводов, которые всего лишь за несколько дней до того задавали в Шкиде буйные и щедрые пиры и катали босоногую компанию по городу в легковом автомобиле.
Этот товарищеский суд был, в сущности, крупнейшей победой Викниксора в борьбе со шкидской анархией и воровством. Нанесен был решительный удар круговой поруке, развенчана бандитская удаль.

(с) Маршак

http://www.respublika-shkid.ru/book/rea … hapter_25/

0


Вы здесь » Заблудившиеся в зеркалах » Плоды просвещения » Президент Республики ШкиД