Заблудившиеся в зеркалах

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Заблудившиеся в зеркалах » Плоды просвещения » Социальная психология


Социальная психология

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Согласно психологу Гордону Оллпорту, социальная психология является научной дисциплиной, которая использует научные методы, "чтобы понять и объяснить, как мысли, чувства и поведение индивидов зависят от фактического, воображаемого или подразумеваемого присутствия других человеческих существ" (1985).

Социальная психология рассматривает широкий круг социальных вопросов, включая групповое поведение, социальное восприятие, руководство, невербальное поведение, соответствие, агрессии и предубеждения.

Социальное восприятие и социальное взаимодействие имеют особо важное значение для понимания социального поведения.

В отличие от народной мудрости, которая опирается на анекдотический замечания и субъективное толкование, социальная психология использует научные методы и эмпирические исследования социальных явлений.

В отличие от психологии личности, которая сосредоточена на индивидуальных чертах, характеристиках, и мыслях, социальная психология сосредоточена на ситуациях.

И наконец, важно различать социальную психологию и социологию. Хотя есть много сходства между ними, социология, как правило, смотрит на социальное поведение в глобальном масштабе. Социологов интересуют институты и культура, которые влияют на социум. Психологи сосредотачиваются на ситуативных переменных, влияющих на социальное поведение. Таким образом социальная психология и социология при исследовании аналогичных тем, смотрят на эти темы с разных точек зрения.

Отредактировано Ириска (Пятница, 4 марта, 2011г. 18:42:35)

0

2

Гордон Олпорт

В 1920—1940-е годы американскую психологию можно было разделить на три лагеря. В научных исследованиях поведения человека доминировал бихевиоризм в различных версиях, в то время как вся область внутреннего мира человека была вотчиной психоанализа. Однако были независимые от этих лагерей исследователи, в основном шедшие от практической задачи измерения психических явлений — интеллекта, черт личности, мотивации. Олпорт в своих работах был эклектиком и систематизатором, используя идеи всех этих направлений.

«Личность — это динамическая организация психофизических систем индивида, которая обусловливает характерное для него поведение и мышление».

Г. Олпорт не использует в своей теории личности понятие самость как таковое, а оперирует понятием проприум (proprium от лат. личная собственность). Проприум — это совокупность всех сторон личности, ее внутреннее единство.

Введя понятие проприум в теорию психологии личности, Олпорт не открыл нового феномена, а только расширил ее понятийный аппарат. Другие теоретики психологии, занимающиеся изучением личности, для определения ощущения «своего собственного» (проприум) используют термины «я» (self) и «эго», предполагая их взаимосвязь. Г. Олпорт выделяет ряд аспектов «самости», которые участвуют в развитии проприума на протяжении всей жизни индивида. Назовем их проприативными функциями. Конечным результатом их развития становится сформировавшееся, зрелое «Я», как объект субъективного познания и ощущения.

0

3

Под малыми группами этот раздел психологии подразумевает немногочисленные по составу группы, в которых люди объединены общей социальной деятельностью, находясь в личном общении. Именно это является основой эмоциональных отношений, групповых процессов и норм.

Целесообразность такого рода исследований очевидна, ведь группы – практически идеальная модель изучения внушаемости, общения, срабатываемости и т.д. за некий промежуток времени.

Именно таким образом можно прогнозировать поведение людей в обществе ведь исследования малых групп могут быть приближены к условиям реальной жизни. Можно либо создавать эксперименты, изолирующие все важнейшие и второстепенные атрибуты, либо, наоборот, включать исследования реальных контактных групп в «жизненные» (моделируемые) условия взаимодействия. Ценно здесь и то, что в исследованиях малых групп общепсихологический принцип подбора испытуемых соблюдается – все должны быть примерно одного возраста, пола и уровня образования.

Социальная психология может дать ответ о путях решения конфликтов, ведь она пристально изучает эти моменты. Конфликт, по сути, представляет собой предельное обострение противоречий. Специалисты подчеркивают, что это трудноразрешимое противоречие в первую очередь связано с сильными эмоциональными переживаниями.

Специальная литература рассматривает конфликты на нескольких уровнях – социальном, социально-психологическом и психологическом, диалектически связанных друг с другом. Определяющую роль в том, как человеком воспринимается конфликт, играет значимость этого противоречия, ведь именно оно лежит в основе конфликта.

0

4

Реестр ценностей по Рокичу

Исследование человеческих ценностей фокусируется на важных целях, которых стремится достичь человек. Ценности тесно связаны с потребностями человека, но существуют на более реалистичном уровне. Они являют собой интеллектуальное воплощение глубинных потребностей, не только индивидуальных, но также общественных и институциональных. Иными словами, ценности - это наши идеи о том, что для нас желанно.

«Ценность - это укоренившаяся убежденность, что определенный стиль поведения или конечное состояние существования индивида предпочтительно в личном или социальном отношении противоположному или обратному стилю поведения или конечному существованию.

Система ценностей есть укоренившаяся упорядоченная совокупность убеждений, касающихся предпочтительных стилей поведения или конечных состояний существования в соответствии с континуумом относительной важности» (Rokeach, 1973, р. 5).

Существуют ценности двух типов: (1) терминальные и (2) инструментальные.

0

5

Терминальные (или конечные) ценности - это наши убеждения о целях и конечных состояниях, к которым мы стремимся (например, счастье, мудрость и т.д.).

1. Здоровье
2. Любовь
3. Материально обеспеченная жизнь
4. Уверенность в себе
5. Счастливая семейная жизнь
6. Активная деятельная жизнь
7. Наличие хороших и верных друзей
8. Интересная работа
9. Свобода
10. Жизненная мудрость
11. Развитие
12. Продуктивная жизнь
13. Общественное признание
14. Познание
15. Развлечения
16. Творчество
17. Счастье других
18. Красота природы и искусства

0

6

Инструментальные (или опосредованные) ценности относятся к представлениям о желаемых методах поведения с целью достичь ценностей терминальных (т.е. вести себя честно или принять на себя ответственность).

1. Образованность
2. Воспитанность
3. Ответственность
4. Жизнерадостность
5. Независимость
6. Честность
7. Самоконтроль
8. Твердая воля
9. Аккуратность и чистоплотность
10. Рационализм
11. Терпимость
12. Широта взглядов
13. Эффективность в делах
14. Исполнительность
15. Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов
16. Чуткость
17. Высокие запросы
18. Непримиримость к недостаткам в себе и других

0

7

Методики ценностей Шварца

«Ценностные ориентации личности» (Multidimensional scaling) — Методики ценностей Шварца определяет содержательную сторону направленности личности, основу отношений к окружающему миру, к людям, к себе, основу мировоззрения и ядро мотивации активности, жизненной концепции.

Методики ценностей Шварца состоят из двух частей и измеряет уровень значимости десяти типов ценностей. Первая часть изучает нормативные идеалы, ценности личности на уровне убеждений, структуру ценностей. Вторая часть изучает ценности на уровне поведения, индивидуальные приоритеты, проявляющиеся в социуме.

Опросник Шварца по изучению ценностей личности представляет собой шкалу, предназначенную для изучения значимости десяти типов ценностей.

Шварц развил новый теоретический и методологический подоход к изучению ценностей.

В основе методики изучения индивидуальных ценностей, которую он разработал, лежат:
- концепция Рокича о существовании терминальных и инструментальных ценностей;
- концепция Шварца о мотивационной цели ценностных ориентаций и универсальности базовых человеческих ценностей.

Шварц исходил из того, что наиболее существенный содержательный аспект, лежащий в основе различий между ценностями, - это тип мотивационных целей, которые они выражают.
Поэтому он сгруппировал отдельные ценности в типы ценностей в соответствии с общностью их целей, обосновав это тем, что базовые человеческие ценности, с высокой вероятностью обнаруживаемые во всех культурах, - это те, которые представляют универсальные потребности человеческого существа (биологические потребности, необходимость координации социального взаимодействия и требования финкционирования группы).
Он отобрал ценности, выявленные предшествующими исследователями, а также найденные им самим в религиозных и философских трудах, посвящённых ценностям разных культур.
Затем сгруппировал их в десять мотивационно отличающихся типов, которые, с его точки зрения, охватывают базовые типы:

- власть (социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами);
- достижение (личный успех в соответствии с социальными стандартами);
- гедонизм (наслаждение или чувственное удовольствие);
- стимуляция (волнение и новизна);
- самостоятельность (самостоятельность мысли и действия);
- универсализм (понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы);
- доброта (сохранение и повышение благополучия близких людей);
- традиции (уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи);
- конформность (сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям);
- безопасность (безопасность и стабильность общества, отношений и себя).

Шварц разработал теорию динамических отношений между ценностными типами, показав, что реализация одних ценностей может вступать в конфликт с другими ценностями.

Первый уровень, на который направлен данный опросник, более стабилен и отражает представления человека о том, как нужно поступать, определяя тем самым его жизненные принципы поведения.

Второй уровень, на который направлен опросник Ш.Шварца, более зависим от внешней среды, например, от группового давления и соотносится с конкретными поступками человека.

0

8

Власть
P - Power (власть), социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами.

Функционирование социальных институтов требует определённой дифференциации статусов, и в большинстве случаев в межличностных отношениях в разных культурах было выявлено сочетание показателей доминантности - подчинённости.

Центральная цель этого типа ценностей заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание).
Ценности власти и достижения фокусируются на социальном уважении, однако ценности достижения подчёркивают активное проявление компетентности в непосредственном взаимодействии, в то время как ценности власти подчёркивают достижение или сохранение доминантной позиции в рамках целой социальной системы.

Достижение
А - Achievement (достижение), личный успех в соответствии с социальными стандартами.

Определяющая ценность этого типа ценностей - личностный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами.
Проявление социальной компетентности (что составляет содержание этой ценности) в условиях доминирующих культурных стандартов влечёт за собой социальное одобрение.

Гедонизм
H - Hedonism (гедонизм), наслаждение или чувственное удовольствие.

Мотивационная цель данного типа определяется как наслаждение или чувственное удовольствие (удовольствия, наслаждение жизнью).

Стимуляция
S - Stimulation (стимуляция), волнение и новизна.

Этот тип ценностей является производным от организменной потребности в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности.
Биологически обусловленные вариации потребности в стимуляции, опосредованные социальным опытом, приводят к индивидуальным различиям в значимости этой ценности.
Мотивационная цель этого типа ценностей заключается в стремлении к новизне и глубоким переживаниям.

Самостоятельность
SD - Self-Direction (самостоятельность), самостоятельность мысли и действия.

Определяющая цель этого типа ценностей состоит в самостоятельности мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности.
Самостоятельность как ценность производна от организменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от интеракционных потребностей в автономности и независимости.

Универсализм
U - Universalism (универсализм), понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы.

Мотивационная цель данного типа ценностей - понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы.
Мотивационные цели универсализма производны от тех потребностей выживания групп и индивидов, которые становятся явно необходимыми при вступлении людей в контакт с кем-либо вне своей среды или при расширении первичной группы.

Доброта
B - Benevolence (доброта), сохранение и повышение благополучия близких людей.

Это более узкий "просоциальный" тип ценностей по сравнению с универсализмом.
Лежащая в её основе доброжелательность сфокусирована на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми.
Этот тип ценностей считается производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в аффилиации и обеспечении процветания группы.
Его мотивационная цель - сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь).

Традиции
T - Tradition (традиции), уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи.

Любые социальные группы вырабатывают свои символы и ритуалы.
Их роль и функционирование определяются опытом группы и закрепляются в традициях и обычаях.
Традиционный способ поведения становится символом групповой солидарности, выражением единых ценностей и гарантией выживания.
Традиции чаще всего принимают формы религиозных обрядов, верований и норм поведения.
Мотивационная цель данной ценности - уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре (уважение традиций, смирение, благочестие, принятие своей участи, умеренность) и следование им.

Конформность
C - Conformity (конформность), сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям.

Определяющая мотивационная цель этого типа - сдерживание и предотвращение действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям.
Данная ценность является производной от требования сдерживать склоннности, имеющие негативные социальные последствия (послушание, самодисциплина, вежливость, уважение родителей и старших).

Безопасность
S - Security (безопасность), безопасность и стабильность общества, отношений и себя.

Мотивационная цель этого типа - безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений.
Она производна от базовых индивидуальных и групповых потребностей.

По мнению Ш.Шварца существует один обобщённый тип ценности безопасность (а не два отдельных - для группового и индивидуального уровня).
Связано это с тем, что ценности, относящиеся к коллективной безопасности, в значительной степени выражают цель безопасности и для личности (социальный порядок, безопасность семьи, национальная безопасность, взаимное расположение, взаимопомощь, чистота, чувство принадлежности, здоровье).

0

9

http://www.e-xecutive.ru/kiosk/tamberg2.gif

http://cespinosaelvira.files.wordpress.com/2010/10/values-schwartz.jpg

http://www.polit.ru/img/content/idea/10values_01.gif

0

10

Очень интересно. Продолжай плиз.

0

11

А вот собственно и сама лекция о реестре ценностей.

http://univertv.ru/video/psihologiya/so … om_urovne/

0

12

МОДЕЛИ ГРУППОВОГО РАЗВИТИЯ

На протяжении всей жизни человек проходит через множество объединений и сообществ. Многие личностные проблемы связаны с групповым членством, кроме того, часто перед людьми встают вопросы, требующие обращения к анализу деятельности группы как целого.

Проблема развития группы – одна из наиболее важных и в то же время наиболее сложных и запутанных в социальной психологии.

Весьма интересной представляется модель группового развития, разработанная известным американским семейным терапевтом Вирджинией Сатир.

Предложенная первоначально для анализа процессов развития семьи эта модель в дальнейшем стала с успехом применяться при диагностике стадий организационного развития и даже для интерпретации хода изменений, происходящих в таких крупных сообществах, как государства. Согласно Сатир, процесс закономерно проходит следующие пять фаз (рис. 2):

1. СТАТУС КВО – состояние дел характеризуется постоянством и  устойчивостью; преобладающими чувствами членов организации являются «уверенность в завтрашнем дне» и скука.
2. ВТОРЖЕНИЕ ИНОРОДНЫХ АГЕНТОВ, когда в группе начинает ощущаться необходимость изменений; в то же время отчетливо проявляется стремление вести себя так, как будто ничего не происходит; превалирующие чувства – настороженность и беспокойство.
3. ХАОС – система воспринимается как находящаяся в состоянии полного развала. В начале этой фазы преобладают сожаления по «добрым старым временам», но постепенно эти чувства сменяются ощущением растерянности и, вместе с тем, готовностью принять неизбежное.
4. ИНТЕГРАЦИЯ НОВОГО, когда происходит становление новых структур, складываются новые формы взаимодействия, приобретаются необходимые в изменившихся условиях знания и умения. Происходит движение к более функциональным отношениям внутри организации, устанавливаются более эффективные связи с внешним миром, появляется надежда.
5. ПРАКТИКА – новое проходит обкатку и начинает приносить плоды; состояние дел приобретает устойчивость и постепенно проявляется комплекс черт, характерных для первой фазы, поначалу царит всеобщий энтузиазм, а затем появляется скука. И группа готова к повторению цикла.

увеличить

0

13

В чем-то сходную и в то же время имеющую явные отличия концепцию группового развития можно увидеть на примере модели куль-турантрополога М. С. Пека, выделяющего четыре стадии (рис. 3):

1. Псевдосообщество. На этой стадии группа делает вид, что она уже является сообществом. Члены группы как бы исходят из предположения, что между ними нет различий. Сложившийся порядок принятия решений и природа взаимоотношений не ставятся под сомнение.

2. Хаос. Потеря чувства контроля над ситуацией и ощущения порядка при обнаружении глубинных различий между индивидами. Группа пытается сгладить различия между индивидами, делаются попытки изменить друг друга. Постоянно следуют уверения в том, что в прошлом все было сделано со знанием дела.

3. Опустошенность. Потерпев неудачу в попытках организовать построение сообщества, группа вступает в истинный хаос; неопределенность и двусмысленность сменяют чувство контроля за ситуацией. Группа, деморализованная личностными отказами, барьерами и временными ограничениями, начинает заниматься самоанализом. Именно здесь члены группы начинают по-настоящему прислушиваться друг к другу и вырабатывать процедуры совместного принятия решений.

4. Сообщество. Освободившись от прежних ментальных моделей, группа становится способной к аутентичной коммуникации. Индивидуальные различия приветствуются. Становится очевидным, что объединение обусловлено несходствами. В этом освобожденном пространстве возникает креативность. Группа как целое со-творчески принимает решения и обучается как целое и творит как единое [Peck, 1993].

увеличить

0

14

Пирамида маслоу

Одни называют это «лестницей», другие «ступенями», а третьи – «пирамидой». Абрахам Харолд Маслоу, скончавшийся 8 июня 1970 года в Пало-Альто (штат Калифорния), вошел в историю психологической науки как человек, сформулировавший правило – правило актуализации мотивов.

Пирамида Маслоу показывает, в каком порядке человек, в среднем, удовлетворяет свои потребности.
Основные «низшие» потребности помещены в основание пирамиды, поскольку на них человек тратит больше всего сил, времени и энергии. По мере удовлетворения основных потребностей человек продвигается вверх по пирамиде, стремясь удовлетворить потребности следующих уровней.

Это, так сказать, классика...

А что на самом деле?

Человек регулярно норовит выскочить на уровень самоактуализации, минуя нижние ступеньки... В принципе - это реально, если сделать допущение, что часть потребностей может не удовлетворяться, а вытесняется, замещается или сублимируется... Т.е. человек может пройти на более высокую ступеньку, использовав некий суррогат... Голод удовлетворить фастфудом, безопасность - верой в царя, любовь - лирикой, социум - мыльной оперой... и т.п. Но и самоактуализация - может оказаться суррогатом...

Но на мой взгляд, всё на самом деле и сложнее и проще...

Дело в том, что пирамида - это реально объёмный объект. Если попытаться осмыслить иерархию потребностей в четырёх разных плоскостях - относительно личности, малой группы (семья), социума и высшего разума - можно понять как удаётся самоактулизироваться при не полностью закрытых потребностях нижних уровней...

0

15

Мне уже попадались конструкции, где пирамида Маслоу была вписана в круг.

http://uploads.ru/i/1/s/I/1sIRL.jpg

Но мне кажется всё гораздо интереснее... Наш мозг может воспринимать только три измерения реальности... Но на самом деле - этих измерений гораздо больше.

Если наши круги наложить на вот эту схему

http://uploads.ru/i/w/y/6/wy6Qt.jpg

получим шесть измерений Пирамиды потребностей.

Отредактировано Ириска (Суббота, 21 апреля, 2012г. 20:56:02)

0

16

Тут у меня спросили - что такое "тупиковая профессия".
Начал писать ответ - и накропал на целый пост.

Мы в разговоре с приятелем родили определение - "потенциальная яма".

Вот представь. ты молодой парень - 18-20 лет. Ищешь работу. Куча предложений, но зп не устраивает. И тут тебе на глаза попадается объявление, к примеру: "Требуются охранники" и зп - тыщщ 25. И ты такой - О! Подработаю, а потом найду себе работу получше!
И вот тут то ты, чувак, попадаешь в потенциальную яму.
Смотри.

- Зп выше, чем у твоих сверстников - Круто, чё.

- Работа простая и не напряжная. Тож неплохо.

- Правда, хоть и не напряжная, а времени на поиск другой, или там на подучиться во время работы, или приобрести новый навык, который поможет в дальнейшем - некогда.

Проходит немного времени (пара лет) потенциальная яма стала глубже.

-Зп уже только чуть выше чем у твоих сверсников (они то работали "на вырост")

- От простой и ненапряжной работы, но которая занимает всё твоё время - ты несколько отупел.

- Новую работу найти уже сложнее - потому что тебе придётся начинать с того же уровня что и пару лет назад (а зп там осталась той, которая тебя не устраивала и тогда )

- да ещё и привык к определённому уровню дохода. кредиты там. не дай бог, да и подруга вдруг както не так посмотрит.

- но пока всё не так плохо. И ты, когда задумываешься, говоришь себе "Да ерунда! Я в любой момент могу пойти и начать всё с начала!"

проходит ещё лет 5 - и приплыли. Выбраться из этой ямы - уже нужно сверхусилие.

- зп уже ниже чем у одногодок.

-И ты начинаешь терять друзей. не потому что они богаче, а ты беднее, нет

Просто тебе уже стыдно (амбиции то остались прежними, когда был моложе)

Да и говорить вам не о чем. У них - проекты, начальники - самодуры, Петька уехал на севера, Димка - посрался с главным инженером. И т.д. А ты - раньше охранял аптеку, теперь охраняешь магазин.

- Но ты чувак компанейский - и без друзей то не останешься. Новые друзья - коллеги-охранники. Ребята попроще. И подруги у них попроще. Твоя - если была - сваливает (сходилась то она с безработным студентом, у которого было будущее) И кстати, я бы не стал её винить. Она не хочет общаться с твоими новыми друзьями и их соответствующими подругами.

-И ты, хоть и говоришь себе "Да я в любой момент!" Но отдаёшь себе отчёт, что если в 18-20 лет получать низкую зп и быть на побегушках, в общем нормально, то тоже самое в 28-30, уже как-то зазорно.
Да и на то немногое, что знал и умел - растрачено, а гибкости ума - не прибавилось. И начальники у тебя будут младше тебя....

И вот ты сидишь на дне потенциальной ямы вырытой собственными руками и ругаешь Путина, конечно.

Ну а список тупиковых профессий можете составить сами, я думаю.

http://pikabu.ru/story/tupikovaya_professiya_3585045

0

17

Хорошо, если есть "куча предложений" и не устраивает только зарплата... "Вы слишком молоды" - до 25. "Вы слишком стары" после 25... и так почти по всем профессиям.

И страшное слово "опыт работы"... В лабораторию требуется сотрудник для мытья пробирок. Высшее химическое образование обязательно....

0


Вы здесь » Заблудившиеся в зеркалах » Плоды просвещения » Социальная психология