Заблудившиеся в зеркалах

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Заблудившиеся в зеркалах » Плоды просвещения » Принцип общественной пользы


Принцип общественной пользы

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Необходимо отметить еще один важный момент теории происхождения государства у Фюстель де Куланжа.

Было время, — со всей определенностью заявляет он, — когда государство не существовало, оно появилось в результате развития общества. Этапом, исторически предшествовавшим государству, был период родового строя. Фюстель де Куланж подробно описал родовую организацию на конкретном примере греческого, римского, а также галльского обществ и сделал целый ряд интересных замечаний об этом периоде. Выделение родового строя в качестве особой исторической эпохи было важным достижением буржуазной науки второй половины XIX века.

Появление государства Фюстель де Куланж связывает с формированием полисной организации. Впервые возникшее государство нашло свое воплощение в политической организации полиса. Если в эпоху господства родовой аристократии управление обществом строилось, по мнению Фюстель де Куланжа, на религиозных, патриархальных принципах, то в основу управления полисной организацией был положен принцип «общественной пользы». По определению историка принцип «общественной пользы» — это то, что «латины называют res publica, а греки —   h poli" » .

Формирование этого принципа Фюстель де Куланж связывает с появлением в обществе имущественной аристократии,   пришедшей на смену аристократии родовой, жреческой в результате целого ряда социальных переворотов 21 . Социальные перевороты в Афинах были осуществлены в ходе борьбы против эвпатридов, в Риме — в ходе борьбы плебеев с патрициями. В результате установилось наиболее «правильное и узаконенное» политическое устройство — аристократическая республика 22 .

Оптимальной формой античной республики Фюстель де Куланж считал римскую аристократическую республику. Именно римская республика имела наиболее отрегулированные и организованные институты. Римское аристократическое государство оказалось наиболее жизнеспособным и устойчивым государственным образованием. Исследователь утверждает, что в течение всей истории этого государства «не было сделано ни одной серьезной попытки уничтожить установившуюся иерархию». Превосходство и устойчивость аристократического управления в Риме Фюстель де Куланж пытался объяснить многочисленными добродетелями римлян, а также экономическими особенностями, связанными с тем, что «главным элементом богатства являлась земельная собственность, и богатый класс дольше пользовался уважением и властью».

Полисная организация в Афинах развивалась, в отличие от римской, по пути дальнейшей демократизации, а, следовательно, усиления принципа общественной пользы. Главную причину этого Фюстель де Куланж видит в том, что в Афинах, в противоположность Риму, «богатых земельных владений было мало, главное богатство составляли промышленность и торговля, а непрочность имущественного положения     возбудила очень рано алчные интересы и надежды низших классов, и аристократия скоро подверглась нападению».

Автор относится с определенной симпатией к демократическому способу правления, подчеркивая его «выгоды и преимущества». Он считает, что сила этого государства была в его гарантии демократических прав: «подобно тому, как в правильно устроенных монархиях монарх принимает меры предосторожности против собственного каприза и ошибок, так и демократия имела свои неизменные правила, которым она подчинялась». Такими правилами были краткосрочность деятельности магистратов, всеобщее избирательное право, право опротестовать любое предложение в народном собрании. В итоге, считал Фюстель де Куланж, «этот вид управления в периоды спокойствия и порядка делал государства очень сильными, эти учреждения удваивали, утраивали человеческие силы».

=============================

Античное государство в концепции Фюстель де Куланжа
Фюстель де Куланж, крупнейший французский историк второй половины XIX в., автор многих работ по медиевистике, создатель теории континуитета, гораздо меньше известен как специалист по проблемам античной истории. Однако именно в этой области историческая концепция Фюстель де Куланжа характеризуется наибольшей глубиной и прогрессивностью выводов.

Отредактировано Ириска (Понедельник, 14 марта, 2011г. 22:26:37)

0

2

Принцип общественной пользы  заключается в реализации общественных интересов, в том числе интересов участников (членов) организации, привлечении внимания органов власти, средств массовой информации и граждан к проблемам и обстоятельствам, имеющим общественное значение.

0

3

критерием общественной пользы уже давно признается "мировым сообществом" (в том числе и капиталистическим) - см. многочисленные международные рейтинги качества жизни, стран где жить лучше и пр. И критерии там как раз качественные: продолжительность жизни, уровень преступности, уровень образования, здравоохранения, их доступность, ..., доступность современных средств связи,...

0

4

некоторые философы счита­ют, что высшим критерием ценностных предпочтений являются по­требности общественного выживания, самосохранения общества, а не отдельных человеческих индивидов, чье поведение может быть более или менее правильным в зависимости от его соотношений с обще­ственной пользой.

Сторонников подобного подхода ничуть не смущает тот факт, что в человеческой истории отсутствует единый и общепризнанный стан­дарт такой «общественной пользы». В самом деле, в истории самых разных стран и народов нет и не было разумных людей, оспаривающих способность воды закипать при нагревании. В то же время представ­ления об общественно необходимом поведении, существовавшие в родоплеменной общине, серьезно отличались от представлений сред­невекового общества; национальный стереотип целесообразного об­щественного поведения, присущий большинству немцев, всегда был далек от приоритетов «славянской души»; наконец, в одном и том же обществе у патрициев и плебеев, крестьян и феодалов, католиков и гугенотов «практические оценки» весьма отличались друг от друга.

Тем не менее многие философы убеждены в том, что реальное многообразие суждений об общественной пользе, существующее в человеческой истории, не означает отсутствия в ней универсальных ценностей, норм и критериев целесообразного поведения

0

5

Что такое «польза»? Что такое «вред»? Какие функции мы относим к полезным, какие к вредным? Польза – это активность и защищенность. Вред – это затраты и конфликты.

ПОЛЕЗНОСТЬ - одна из основных аксиологических категорий, близкая и частично совпадающая по своим значениям с категориями "целесообразность" и "ценность", что в повседневности приводит к их неправомерному отождествлению. Аксиологически Полезность. есть эффект ожидания желанного будущего, порождаемый непосредственным и регулярным употреблением (использованием) продукта совместной жизнедеятельности людей и чувственным удовлетворением от его реализации.

В условиях цивилизации, когда ожидаемый результат выпадает из-под контроля не только индивида, но и общины, Польза утрачивает свой универсальный смысл, роль которого постепенно переходит к ценности.

Польза всегда соотносительна. Она может выступать в трех ипостасях - пригодного, соотносимого с непригодным; выгодного, соотносимого с невыгодным; собственно полезного и притом каждый раз для вполне определенной цели, например, для здоровья, для запоминания и т. д., а потому соотносимого не только с бесполезным, но еще и вредным.

***

польза - хорошие, положительные последствия...

Отредактировано Ириска (Четверг, 17 марта, 2011г. 14:35:19)

0


Вы здесь » Заблудившиеся в зеркалах » Плоды просвещения » Принцип общественной пользы