Заблудившиеся в зеркалах

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Заблудившиеся в зеркалах » Мир Личности » Я-концепция. Что управляет нашей жизнью?


Я-концепция. Что управляет нашей жизнью?

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Я-концепция. Что управляет нашей жизнью?

Я-концепция – это то, что определяет человека, как личность, когда он самостоятельно определяет ответ на вопрос «Кто я?».
Каждая личность по-своему уникальна и неповторима, но это совершенно не значит, что перечисление её характеристик нельзя свести к некоему понимаемому описанию для самого человека, причем такому описанию, с которым человек мог бы сам проводить работу по изменению и улучшению.

Я-концепция - это наше чувство и ощущение нашего «Я».
В упрощенном виде для того, чтобы понять какова Я-концепция личности психология предлагает дать пять ответов на вопрос «Кто я?», что и является элементами Я-концепции конкретной личности. 

Дело в том, что эти пять элементов в сути своей являются некими Я-структурами, точнее специфическими убеждениями личности или психические модели, с помощью которых личность организует и направляет свою жизнь и активность. Эти структуры оказывают огромное влияние на то, как мы обрабатываем поступающую информацию, в том числе социального характера; то, как мы воспринимаем людей и события; то, как мы запоминаем ту или иную информацию, людей и события; то, как мы рассматриваем себя в контексте с окружающими людьми и событиями и то, как мы формируем свои намерения, планы и организуем жизнь в целом.

В некоторых случаях пяти элементов бывает недостаточно, так как их количество несколько сужает горизонт анализа и поиска возможностей для улучшения жизни. Но все же, при анализе своей Я-концепции, желательно не выходить за число десять, поскольку высок риск запутаться.

Попробуем разобраться все на примере вымышленной молодой женщины 28 лет по имени Мария.
Предположим, когда Марию попросили обозначить пять элементов ее Я-концепции, она назвала следующее: молодой врач, средний профессионал, хорошая жена и мать, непривлекательная женщина в силу избыточного веса, поклонница детективного жанра.
Когда Марию попросили дополнить список еще пятью элементами, она добавила: дочь своих родителей и сестра своего брата, сторонница демократии, социально пассивная (или мало общаюсь с другими людьми вне семьи и работы), энергичная личность, пессимистка.

Уже небольшой анализ этого списка позволяет получить представление о том, что Мария представляет из себя как личность и каким образом она воспринимает информацию, обрабатывает ее и каким образом принимает решения.
Вполне очевидно, что считая себя молодым и средним профессионалом, Мария будет обращать особое внимание на информацию, которая может расширить ее профессиональные знания или предоставить ей такую возможность. Это не означает, что Мария буквально будет использовать любую возможность повысить свой профессионализм, но то, что к информации такого рода она будет проявлять особое внимание вполне логично.

Мария дважды упомянула о своей социальной роли в семейном аспекте, причем, обозначив четыре роли (жена, мать, дочь и сестра). Вероятнее всего Мария гораздо лучше будет запоминать и удерживать информацию о своем семейном окружении и в принятии решений руководствоваться прежде всего семейными интересами (ведь Мария почему-то совершенно ничего не сказала о том какой она друг).

То, что Мария определила себя, как непривлекательную женщину в силу избыточного веса дает основание предположить, что Мария в оценке окружающих людей, гораздо большее внимание будет обращать на людей с избыточным весом и стройных людей в попытках определить степень своего отклонения от нормы в ту и другую сторону. При подборе гардероба, Мария, вероятнее всего, будет принимать решения в пользу скрывающих фасонов и не кричащих расцветок.

То, что Мария обозначила себя, как «социально пассивная» дает основания предположить, что Мария рассматривает это, как недостаток и будет искать причины исправления такого недостатка. Хотя на поверку может оказаться, что в силу большого общения с пациентами на работе, постоянного общения с мужем и ребенком и постоянных семейных контактов, которые она поддерживает, у нее просто физически может не оставаться времени на какое-то дополнительное общение, в том числе и не оставаться никакого времени для уединения. Ведь Мария же сама обозначила себя как энергичная личность, что, видимо, подразумевает высокую активность.

Внимательная работа с Я-концепцией, даже если она осуществляется самостоятельно, позволяет увидеть некоторые необоснованные отклонения или искажения в самооценке.

Например, в случае с Марией, довольно очевидно некое искажение – она назвала себя молодым врачом и средним профессионалом. Вполне может оказаться, что как врач с небольшим пока профессиональным опытом, она вполне хороший и даже отличный специалист. Такое осознание могло бы помочь Марии иначе оценивать уровень своего профессионализма, а следовательно, иначе воспринимать и реагировать на любую информацию относительно ее профессионального поля. К примеру, замечания старших коллег она могла бы воспринимать как передачу опыта от старших к младшим, а не как попытки подчеркнуть ее несостоятельность.

Взаимосвязанная система Я-структур или Я-концепция оказывает существенное влияние и на нашу память. Если помнить, что наша память – это некий банк информации, к которому мы постоянно обращаемся при выработке решений, то логично предположить, что каждый раз, когда мы обращаемся в этот банк за необходимой информацией, нам представляется возможность воспользоваться только той её частью, которая там сохранилась. Остальная часть информации для нас недоступна.

Оказывается, что в общем потоке информации мы наилучшим образом обрабатываем и сохраняем ту часть, которая имеет непосредственное отношение к нашему Я. Всё, что мы не соотносим с собой, мы удерживаем в памяти значительно хуже.

Например, если Марию спросить о том в какой степени выражение «прОволочная мать» к ней относится и объяснить ей что это выражение означает, она спустя значительное время гораздо лучше будет помнить о том, что обозначает это выражение, чем если бы ее спросили о том, насколько это относится к другой женщине.   Таким образом, память это – банк, который накапливается вокруг нашего основного интереса к самому себе. В психологии это явление называют «эффектом ссылки на себя». Вот почему так распространены рекомендации для улучшения запоминания использовать прием связывания информации с каким-то личным опытом.

Этот работающий «эффект ссылки на себя» свидетельствует об одном существенном моменте – в восприятии и взаимодействии с внешним миром, мы исходим из центральной точки - восприятие самого себя.

В связи с этим всем нам без исключения свойственна ошибка переоценки той степени, в которой поведение других людей нацелено на нас. Довольно часто мы человеку в дурном настроении склонны приписывать некое желание причинить нам вред или нанести личное оскорбление. По этой же причине мы часто оказываемся в ловушке манипуляторов искусно управляющих нашим вниманием и убеждениями.

Наше «Я» играет и огромную роль в том, как мы воспринимаем других людей. Чем больше человек значим для нас, тем больше усилия, с которыми мы сравниваем его внешний вид, поведение, убеждения, взгляды. И логично, что чем больше наши усилия в сравнении, тем больше шансы найти разбежности в ту или иную сторону.   
Люди, которые знают о таком свойстве в себе, как правило, на ранней стадии фиксируют и контролируют процесс сравнения, не позволяя себе впасть в плен негативных оценок себя или других, а, следовательно, избежать недовольства или раздражения.

Это восприятие окружающего мира через призму своего Я приводит и к еще одному неприятному явлению. И, как правило, это явление приносит неприятные последствия – мы склонны брать на себя ответственность за события, в которых играем небольшую роль. Особенно это относится к неприятным событиям – мы начинаем думать, что если бы мы повели себя иначе, то неудачи можно было бы полностью избежать.

Важно знать и о том, что наша Я-концепция содержит Я-возможное, которое, в свою очередь, распределяется на Я-желаемое и Я-нежелательное. 

Я-желаемое – это то наше Я, которое мы видим в своих мечтах. Это скорее некий образ самого себя, к которому мы стремимся или каким очень хотели бы стать.

Аналогично Я-нежелательное – это то, кем мы опасаемся стать и чего тщательно избегаем.

Если визуально нарисовать треугольник из трех элементов Я-концепция, Я-желаемое и Я-нежелательное и внимательно через его призму посмотреть на свой прошлый опыт, текущее мнение о себе, ход своих мыслей и рассуждений, то легко заметить, что наши желания, стремления, мотивы и поступки во многом управляются именно соотношением этих вершин. Растягивая образно углы этого треугольника мы можем понимать, как негативные ожидания оказывали влияние на наши поступки, а позитивные стремления приближали нашу Я-концепцию к нашему Я-желаемому. 

В принципе, такое упражнение, даже проведенное в воображении, при анализе прошлого опыта уже позволяет понять какое сильное влияние на нашу жизнь оказывают наши самоопределение, самооценка, желания и стремления.

Когда к человеку приходит осознание того, что все эти элементы не являются чем-то обособленным, а в значительной степени зависят от него лично и его личных усилий, а, следовательно, поддаются влиянию, он начинает понимать, что его жизнь и самовосприятие гораздо более наблюдаемы, контролируемы и управляемы им лично, чем ему казалось раньше.   

Я-концепция в этом смысле очень сильно связана с таким понятием, как самоактуализация, а именно – стремление личности в своем развитии наиболее полно проявлять и использовать в деятельности свои таланты, способности, возможности и т.п.

Важно понимать, что наша Я-концепция имеет некоторую степень генетической обусловленности. Но в гораздо большей степени она зависит от нашего социального опыта. Также большую роль играют наши социальные роли, социальное сравнение, наш опыт успеха и неудач, опыт успеха и неудач известных нам людей, суждения других людей, обобщенное мнение нашей референтной группы (значимые для нас люди), а также принадлежность к определенной культуре.

Отредактировано Samira (Суббота, 19 марта, 2011г. 04:53:35)

0

2

Я-концепция. Социальное «Я»

В статье [«Я-концепция. Что управляет нашей жизнью?»] мы упомянули о том, что Я-концепция в большой степени зависит от нашего социального опыта. Также большую роль играют наши социальные роли, социальное сравнение, наш опыт успеха и неудач, суждения других людей, обобщенное мнение нашей референтной группы (значимые для нас люди), а также принадлежность к определенной культуре.

Попробуем разобраться в характере влияния некоторых из этих факторов.

Социальный опыт и социальные роли.

Попадая в любое общество или социальную группу, начиная с малых лет, мы начинаем играть определенные социальные роли. На первых порах любая социальная роль приносит личности дискомфорт, связанный с отсутствием достаточного опыта в этой социальной роли. Но со временем и особенно по мере накопления успешного опыта в этой роли, личность настолько срастается с этой ролью, что не может отделить свое «Я» и непосредственно эту роль. Это приводит к тому, что роль начинает контролировать и управлять нашей жизнью.

К примеру, студент, который во время своей учебы был старостой группы, при поступлении на работу и попытках встроиться в новый коллектив может проявить признаки наставника и неформального лидера в тот момент, когда коллектив пока не готов наделить его такими полномочиями. Это может привести к тому, что он будет воспринят как выскочка  или в другом случае перегружен ответственностью, с которой не способен пока справляться в силу недостаточного практического опыта.

Аналогично, молодая женщина, которая в своей семье была послушной младшей дочерью, при вхождении во взрослую жизнь может испытывать серьезный дискомфорт в связи с тем, что она «недополучает» достаточного количества любви, внимания и заботы от окружающих. Отчего у нее может сформироваться комплекс неполноценности. 

Такое же влияние на нашу жизнь и на нашу Я-концепцию оказывает сочетание наших прежних социальных ролей в совокупности с нашим социальным опытом. Мы склонны в новую ситуацию привносить успешный опыт прежней социальной роли в тех случаях, когда он может оказаться малоуспешным или, наоборот, опираясь на неудачный опыт, предполагать неудачи в новых социальных ролях.

К примеру, мы гораздо чаще сами себе говорим «Я был плохим менеджером, а это значит, что и руководитель из меня будет плохой», нежели «То, что я был не лучшим менеджером, еще не значит, что из меня не может получиться хороший руководитель».

Иногда, отрицательный опыт в прежних социальных ролях в буквальном смысле блокирует развитие личности, погружая ее в фрустрацию и вытекающую хроническую депрессию. Это происходит потому, что роль настолько проникает в наше «Я», что мы не только не можем отделить эту роль от своего «Я», но и перестаем чувствовать, как она диктует и навязывает нам свои убеждения и ценности. Мы становимся неспособны анализировать и осознавать как наши социальные роли оказывают влияние на наше поведение и поступки. Это особенно заметно, когда мы свое общественное «Я» приносим в свой дом или близкое окружение и продолжаем вести себя так, как будто контекст не изменился совершенно.   

Социальное сравнение.

Наше ощущения себя или Я-концепция включает в себя два типа идентичности.

Личностная идентичность подразумевает то, каким мы себя видим и воспринимаем в части наших личностных характеристик и индивидуальных отличий от других («я – человек смелый, но не настолько отважный, как те, кто отправились в космос» или «мне следует быть посострадательней к людям, но не настолько как моя приятельница, которая стала «мокрой жилеткой»).
Социальная идентичность – это социальное определение того, кем мы являемся в части вхождения в ту или иную социальную группу. Социальная идентичность работает в двух направлениях – группы, к которым вы относитесь или стремитесь себя отнести, показывают и подсказывают каким вы должны быть для того, чтобы оставаться в этих группах, и определение того кем вы не являетесь, то есть к каким группам вы не относитесь.

Социальная природа человека устроена таким образом, что для того, чтобы он был социально стабилен и успешен, ему крайне важно понимать где «мы» и где «они» или те, кто не входит в наш круг.

Социальная идентичность оперирует такими категориями, как пол, национальность, раса, возраст, профессия, увлечения, политические и религиозные взгляды, социальный класс, уровень дохода, рост, уровень интеллекта, физическая привлекательность и т.д.
Социальная идентичность и связанный с ней механизм социального сравнения работает таким образом, что если мы находимся в месте, где наша социальная группа находится в меньшинстве, то мы больше осознаем свою социальную идентичность. И наоборот, если мы окружены большинством из нашей социальной группы, мы меньше думаем о том, к чему нас обязывает принадлежность к той или иной социальной группе.

Это причина, по которой скромно одетый человек испытывает сильный дискомфорт, попав в круг состоятельных и богато одетых людей. По этой же причине мы испытываем удовольствие, когда попадаем в круг своих, где можем вести себя свободно и раскованно – обстановка не вынуждает нас постоянно думать о том, как бы мы не сделали что-то такое, за что нас могут осудить или неверно понять.

Механизм социального сравнения нужен нам и для того, чтобы мы могли осознавать свою разность с общей массой людей и даже иногда некую уникальность. В этой части механизм социального сравнения оказывает огромное влияние на наши убеждения.

К более позитивной Я-концепции склонны люди, которые имеют успешный прежний социальный опыт или были успешны за счет того, что прежде имели опыт с довольно слабыми людьми и вследствие постоянного сравнения с ними укреплялись в мнении, что они несколько лучше или даже совершеннее. Обычно, когда такие люди попадают в равную им обстановку, они испытывают серьезный дискомфорт в связи с новыми результатами социального сравнения с новой средой.

Опыт успеха и неудачи.

Казалось бы - влияние успешного и неуспешного опыта на нашу Я-концепцию в части самооценки вполне очевиден – успешный опыт ее укрепляет, а неуспешный опыт ее расшатывает и даже существенно понижает.

Однако возникает логический вопрос: почему мы знаем так много случаев из жизни, когда люди после затяжной цепи неудач достигают невероятных успехов и после вполне успешной жизни, столкнувшись с серьезным препятствием оказываются неспособными повторить успех и проваливаются на дно?

Оказывается секрет лежит не в зависимости от успешного или неуспешного опыта, а в опыте справляться с посильными задачами.

Все дело в том, что на нашу Я-концепцию оказывает постоянное влияние наш повседневный и регулярный опыт буквально во всем. По мере того, как мы, решая посильные задачи, наращиваем свою компетентность и навыки растут наша уверенность в себе, наша самооценка и самоуважение, то в целом дает нам возможность чувствовать себя способными и более уверенными в своих силах. В таких случаях и реальность воспринимается нами как более потенциальная, позитивная и перспективная.

В этой части существуют две основные стратегии поведения в ситуациях, когда мы потерпели серьезные неудачи. Их можно было бы условно назвать «стратегия спортсмена» и «стратегия труженика».

Когда мы претерпеваем серьезную неудачу мы подпадаем под соблазн взять реванш и переиграть судьбу. Таким образом мы пытаемся вернуть себе утраченную часть позитивной самооценки. Однако часто это приводит к двум негативным моментам: во-первых, мы ставим себе завышенную цель, которая нам не по силам, а, во-вторых, мы бросаем весь свой ресурс на достижение этой цели, игнорируя другие аспекты нашей жизни. 

В случае «стратегии труженика» избирается путь постепенных улучшений, когда личности удается сохранить свой ресурс и не растратить все то, что накоплено прежним опытом и, при этом, через череду постепенных успехов поднять и укрепить свою самооценку, что впоследствии позволяет взять желаемый реванш у судьбы, но без «кровопролитных боев».

На поверку правило «успех повышает самооценку» оказалось ошибочным. В этом смысле попытки поднять самооценку человека через позитивные и одобрительные сообщения извне оказываются бесплодными.

Оказывается, что на успешность личности положительное влияние та самооценка, которая сформировалась в процессе постоянного успешного решения небольших и посильных задач. Люди с более высоким самоуважением более здоровы физически и морально, меньше склонны к наркомании и алкоголизму и лучше переносят неудачи. Вероятно, в процессе постепенного и постоянного решения посильных задач вырабатывается некая стойкость или иммунитет к неудачам и провалам. Это вполне логично – регулярные успехи позволяю нам чувствовать себя более уверенными, а, следовательно, оптимистичнее смотреть на жизнь.

Суждения других людей.

Суждения о нас других людей оказывают на нас двойственное влияние.

Нам чрезвычайно важно что о нас думают и говорят, поскольку это в последствии означает что и мы сами о себе начинаем думать. Так, если мы слышим о себе, что мы ответственный и талантливый человек мы будем прилагать максимум усилий для того, чтобы подтвердить эти отзывы.

Но отрицательные отзывы или ожидаемые негативные отзывы могут существенно ограничить формирование нашей Я-концепции. Иногда мы под влиянием одного отзыва способны отказаться от огромного спектра возможностей, в которых могли бы быть вполне удачливы. Вместо того, чтобы стремиться к тому, что для нас приемлемо и желательно, мы с готовностью принимаем на веру чей-то отзыв в качестве вердикта нашему возможному будущему. Особенно это свойственно ситуации, когда мы слышим такой отзыв от значимой для нас личности.

Ловкие манипуляторы и люди, профессионально управляющие другими людьми, отлично знают этот механизм влияния через позитивные и негативные отзывы и умело направляют активность других людей, оперируя именно их представлениями и убеждениями о самом себе. Для того, чтобы не попадаться на такую удочку, важно помнить одно правило: чем выше значимость личности для нас, тем с большим скепсисом или спокойствием мы должны относиться к его отзывам. Особенно нужно быть осторожным в том случае, если человек обращается к вам и начинает свою речь с оценки вас, как личности. Руководители часто используют трюки «Я знаю, что ты – ответственный парень» или «Вы у нас одна из самых талантливых». Друзья и приятели часто пользуются трюком «Я всегда тебя знал как доброго человека», а интриганы «Ты - человек надежный и поэтому я тебе расскажу».

В части использования и встраивания в свою Я-концепцию суждений и отзывов других людей важно знать о концепции «зеркального Я».

Речь идет о том, когда мы окружающих используем в качестве зеркала для восприятия себя. Согласно этой концепции мы видим свое отражение в том, как другие нас воспринимают. Примечательное дополнение к этой концепции говорит о том, что для нас важно не то, что другие думают о нас, а наше представление о том, что они думают.

В этом смысле важно понимать, что такое отражение себя в других больше похоже на комнату кривых зеркал. То, что люди думают и говорят всегда не одно и то же. То, что они говорят, мы интерпретируем в свои представления того, что они думают. То есть такое «отражение» заведомо страдает как минимум двумя искажениями.

Казалось бы, самый достоверный способ узнать что люди думают о нас – это подслушать их разговор о нас. Но и этот путь неверный – исследования показывают, что в разговорах о третьих лицах люди склонны гораздо больше искажать то, что они думают на самом деле, к  чему их, видимо, вынуждает тон разговора и характер высказываний собеседника. В части этого способа узнать что люди думают о нас на самом деле важно помнить, что особо искусные манипуляторы используют этот прием для того, чтобы управлять нашим настроением, отношениями с другими и поступками. Такими приемами нас могут подталкивать к нежелательным для нас действиям.

И важно помнить, что негативная оценка и осуждение представителей вашей социальной группы имеют важное значение – таким образом группа защищает свою целостность и по вашей реакции определяет насколько вы заслуживаете того, чтобы группа вас защищала и поддерживала. Поэтому, если вы натолкнулись на осуждение или негативные отзывы, не торопитесь расстраиваться или обижаться – лучше задумайтесь о том, в чем вы, возможно, перешагнули границы или о том, есть ли для вас смысл продолжать свое участие в этой группе.

+1

3

Я-концепция. Влияние культурной принадлежности

В статье [«Я-концепция. Социальное Я»] мы раскрыли механизмы влияния на Я-концепцию таких факторов, как наш социальный опыт и наши социальные роли, социальное сравнение, наш личный опыт успеха и неудач, суждения других людей, в том числе наших референтных групп.

Но наша Я-концепция в большой степени зависит и от того, как мы воспринимаем себя и формируем восприятие себя с учетом того, к какой культуре мы принадлежим.

В конкретном смысле зависимость Я-концепции от культурной принадлежности подразумевает именно принадлежность к одной из двух видов культур – Западной или Восточной. Но в более детализированном виде (в разрезе социальных групп, к которым мы относимся или не относимся) этот принцип разграничения имеет значительное влияние на наше самоопределение, самоуважение и поведение.

Вопрос принадлежности к той или другой культуре определяется различием между такими понятиями, как [индивидуализм] и [коллективизм].

Индивидуализм – концепция приоритета собственных целей и стремлений над целями и стремлениями группы (обычно родственное окружение, трудовой коллектив) и определение идентичности личности с точки зрения самой личности, а не групповой идентификации.

Коллективизм – концепция приоритета целей и стремлений группы, членом которой  является индивид (обычно родственное окружение, трудовой коллектив) над личными целями и соответствующее определение идентичности.

Различие упирается в то, что разные культуры по-разному формируют представление о нормальном или желаемом поведении личности.

Так в Западных культурах в большей степени пропагандируется индивидуализм. В этом подходе особо культивируется образ человека, полагающегося на свои собственные силы и имеющего ярко-выраженную акцентуацию на самореализации.

Если беглым взглядом охватить произведения культуры и информационные материалы Западной культуры, можно легко заметить, что она пропагандирует сильную личность, обладающую ярко-выраженной индивидуальностью, способной к высокой степени самостоятельности в убеждениях и суждениях, а также независимости в поступках. Именно такая личность восхваляется и наделяется способностью противостоять чуть ли не мировому злу, успешно спасая страны, континенты и даже планету.

Вся сфера Западной культуры пронизана призывами быть сильным, верить в себя, не отступать от своего пути, яростно противостоять влиянию большинства и преклоняется перед любовью к самому себе. Соответственно, Западная культура направляет личность на успешность через формирование своего Я-желаемого, необходимость обретения уверенности в своих силах и веру в силу личного контроля.

Это приводит к тому, что в Западной культуре преобладают Я-концепции независимого типа. Так, при опросе достаточного большого количества людей из Западной культуры, большинство из них в определении элементов своей Я-концепции, перечислят характеристики индивидуального порядка (я – умный менеджер, я – волевой мужчина, я – невнимательная подруга, я – молодой политик  и т.д.) 

В незападных культурах дело обстоит иначе.

Там большая часть людей, при определении Я-концепции, преимущественно назовет те характеристики, которые идентифицируют ее как человека, который осознает свою принадлежность и зависимость от социальных групп, в которые он входит (я – послушный подчиненный, я – доброжелательный сосед, я – негостеприимный хозяин, я – незаботливый сын и т.д.).
Или другими словами в незападных культурах преобладают взаимозависимые Я-концепции. Люди с такой концепцией в случае потери связи со своим социальным окружением (эмиграция, военный плен, вынужденное переселение) вообще могут утратить представление о том, кем же они являются на самом деле.

Незападные культуры пропагандируют такой тип личности, которая умеет волевым усилием подчинить свои желания и стремления целям группы или выполнить свой общественный и гражданский долг. Такая догма была свойственна и пропаганде в Советском Союзе.

Для процветания индивидуализма свойственны некоторые факторы, его обуславливающие. Это - повышенная мобильность, урбанизация, высокий уровень доходов, политический строй в смысле доминирующей идеологии и сильная роль масс-медиа, обладающих высокой степенью независимости.

Коллективизм в гораздо большей степени процветает в тех культурах, где люди с большой регулярностью сталкиваются с бедствиями и вынуждены постоянно думать о выживании. Наличие постоянной серьезной внешней угрозы стимулирует людей думать об интересах коллектива, как той группы, которая может оказать поддержку в сложной ситуации.

В таких культурах социальный статус человека определяется не столько его личными достижениями, сколько способностью поддерживать социальные связи и личные знакомства. Ссылка на знакомство с авторитетной личностью в таких культурах имеет такую же цену, как в западной культуре значение высоких личных достижений. 

Для незападных культур, к которым относят коллективистские азиатские страны и страны третьего мира, социальное «Я» находится в социальном единстве и в большой степени определяется им. Межличностное общение в таких культурах не так свободно и гораздо более регламентировано правилами и традициями чем в западных культурах.

Соответственно, в коллективистской культуре успешность имеет иной смысловой оттенок. Если в западной культуре проповедуется успешность как способность хорошо делать свое дело, то в коллективистских культурах успешность рассматривается, как способность быть ответственным перед своей социальной группой.

Не смотря на то, что каждый из нас принадлежит к одной из культур, как правило, западного типа, важно понимать отличие другой культуры и те ее сильные стороны, которые могут оказаться полезными для нас в наших социальных взаимодействиях.

Социальная обусловленность коллективистских культур показательно демонстрирует, что значение успешной социальной активности человека заключается не в том, чтобы использовать общество для самореализации, а в том, чтобы через гармонию со своим окружением добиться эффективных взаимодействий с ним и таким образом обеспечить себе долгосрочную поддержку.

Само это понимание уже является достаточным для того, чтобы с лучшей точностью определять в каких ситуациях какого полюса следует придерживаться. Например, ярко выраженная претензия на индивидуальность и независимость в поведении в семейном кругу или рабочем коллективе может оказаться вредоносной и даже разрушительной. Это не значит, что индивидуальное Я нужно заглушать и подавлять, отнюдь. Это значит, что в целях сохранения нормальных отношений со своим окружением, важно учитывать желания и цели других индивидуальных Я и стремиться к их гармоничному сосуществованию.

Также важно понимать, что в нашей культуре очень велика роль свободных масс-медиа, которые проповедуют нам определенные идеалы и мы, как существа восприимчивые, не можем не поддаваться такому влиянию, даже если стремимся избегать его.

Нужно осознавать и то, что кинематограф несет в себе определенную заряженность образами определенного типа. Поскольку кинематограф давно стал чем-то, что должно быть коммерчески успешным, то и при создании фильмов их наполняют популярными или смотрибельными образами. То есть в большинстве своем мы видим и пропускаем через себя то, что востребовано большинством и лишены возможности наблюдать образы других культур.

Такую разницу в культурах важно осознавать и в общении со старшим поколением, которое выросло на других примерах, на совершенно иной ценностно-нравственной базе и с отрицанием относится к изменениям. Свое недовольство они склонны переносить на молодое поколение, а молодое поколение склонно раздражаться инертностью и нетерпимостью старшего поколения.
Когда мы начинаем осознавать, что мы имеем дело не с не таким человеком, а с личностью, которая сформировалась, в том числе и как Я-концепция, в другой социо-культурной среде, мы начинаем воспринимать ее с большим уважением и толерантностью.

Опять-таки, важно понимать и то, что наша ориентация в любой из полюсов оказывается отличным способом управлять нами для манипуляторов. Так, если мы излишне зациклены на коллективизме в рабочей обстановке у нас повышается риск стать несгибаемыми слугами общих рабочих интересов.

С другой стороны, зацикленность на индивидуализме может склонять нас к тому, чтобы мы разрушали свою личную жизнь в угоду личных достижений. Особенно, если кто-то нам нашептывает, что мы «достойны лучшего» и должны «отстаивать свои личные интересы до победного конца».

Что касается индивидуализированной Я-концепции, то она в большей степени обладает свойством самоуважения по сравнению с взаимозависимой Я-концепцией. Это связано с двумя основными факторами: преобладание успешных примеров личных достижений других людей склоняет нас к формированию Я-желаемого, которое может быть достигнуто путем личных усилий, а не путем встраивания в определенную группу.

И поскольку мы выбираем пошаговый путь самостоятельного решения задач, то успешный опыт позволяет нам ощущать уверенность в своих силах и понимание того, что наша жизнь зависит от нашего личного участия в такой же степени, как и от участия людей, с которыми мы имеем дело.

0

4

Я всегда знала, что мы с тобой мыслим достаточно синхронно. :)

У меня сейчас как раз лежит для разбора книга Гордона Олпорта "Становление личности". Единственное, что меня останавливает - книга достаточно объёмна и требует времени на осмысливание. :)

0

5

Ириска написал(а):

Я всегда знала, что мы с тобой мыслим достаточно синхронно.

Да, есть такая строчка в нашей песне.

У меня сейчас как раз лежит для разбора книга Гордона Олпорта "Становление личности". Единственное, что меня останавливает - книга достаточно объёмна и требует времени на осмысливание.

А у меня и не одна... Не спешим )

0


Вы здесь » Заблудившиеся в зеркалах » Мир Личности » Я-концепция. Что управляет нашей жизнью?