Заблудившиеся в зеркалах

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Заблудившиеся в зеркалах » Между Мирами » Локи и другие. Классические трикстеры.


Локи и другие. Классические трикстеры.

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Пожалуй, в скандинавской мифологии нет образа более загадочного, своеобразного и непонятного исследователям, чем образ бога Локи - бога-шутника, периодически ставящего мир на порог Рагнарока - "Судьбы Богов". Мифологически сведения о Локи (в основном из "Старшей Эдды" Сэмунда и "Младшей" Снорри Стурлуссона) нередко внутренне противоречивы, что сбивает с толку и путает все школы толкователей и трудно даже перечислить все те логические несуразности и противоречия, которые слились в образе этого персонажа.

Итак, Локи - бог из асов, с причудливым, необычным характером. Он самый популярный герой скандинавского эпоса.

В Ст. и Мл. Эддах он выступает под разными именами (всего таких имен, или, как их называют скандинавы, кеннингов-поэтических иносказаний у Локи около 20). "Видение Гюлбви" называет его Лофтом, сыном великанов Фарбаути и Наль - это земная ипостась Локи.

"Прорицание Вельвы" упоминает о нем как о Лодуре, спутнике Тора и Одина, одарившем человеческие тела живительным теплом, что видимо, стоит понимать как способность чувствовать, вероятно, это его светлая ипостась.

С. Стурлуссон в "Мл. Эдде" называет в качестве его кровного брата Бюлейста или Хельблинди (кеннинги Одина), а в "Перебранке Локи" (Ст. Эдда" smiley говорится о кровном родстве Локи и Одина. Жена Локи - Сигюн, от нее он имеет двоих детей - Нари и Нарви, кроме того, прожив три года с великаншей Ангрбодой, Локи стал отцом хтонических чудовищ (т.е. сил зла и хаоса): волка Фенрира, мирового змея Ёрмунганда и царицы подземного царства мертвых Хель, куда, в отличие от Вальгаллы, попадали души умерших от болезней или от старости. Сам Локи является отцом и одновременно матерью Восьминого коня Слейпнира, принадлежащего Одину.Вот краткий перечень сюжетов скандинавского эпоса, в которых Локи принимал участие:

* Оживление древесных предков людей
* Участие в строительстве Асгарда-крепости богов
* Кража сокровищ у гномов для богов
* Изобретение рыболовной сети
* Кража молодильных яблок у богини Идунн
* Возвращение Мьелльнира (молота Тора), который быд похищен великанами
* Ключевая роль в убийстве богов и уничтожении мира в Рагнарёк

И этот список далеко не исчерпывающий...

0

2

Из всех божеств скандинавского пантеона Локи - единственный, кто связан чуть ли не со всеми мифологическими героями, он является родственником Одина и постоянным спутником Тора, но в то же время родственниками его были и инеистые великаны. Только он может свободно циркулировать между всеми мирами: в Асгарде - крепости богов, Ётунхейме - стране великанов и в подземном мире карликов-цвергов. В его натуре есть что-то от всех этих существ, что-то одновременно комическое и демоническое.

Своими выходками он в итоге так надоедает остальным богам, что они придумывают для него ужасное наказание: Локи был привязан к трем камням кишками своего собственного сына Нари, а великанша Скади, у которой были к Локи свои счеты, подвесила над его головой ядовитую змею, яд которой приносил ему страшные мучения (хотя жена Сигюн и подставляла под яд чашу): когда капли падали на голову Локи, он содрогался, вызывая землетрясения. Таков краткий обзор образа Локи.

"...он хитроумен, изобретателен, но недальновиден: весь во власти мгновенного побуждения, впечатления или минутной страсти он удивляется последствиям собственных поступков...он самоуверен и хвастлив. Любопытство его ненасытно, Локи нескромен и всегда начинен новостями, путешествует чаще и охотнее других асов... он глубоко аморален. Ему неведомы чувство собственного достоинства, приличия, и он не считается с достоинством других . Злоязычный сплетник, ругатель, он несет с собой смуту и раздоры, предает. Он внезапно ожесточается и творит злое, большое или малое - бесцельно, безжалостно, многократно, не останавливаясь на полпути, не заботясь о страшных последствиях, которыми ему это грозит..."

Древние скандинавы в образе Локи выразили те желания, которые они хотели реализовать, но не могли. Локи - это присущая мифам "абсолютная сущность", воплотившая в себе в гротескной, гиперболизированной форме отрицательные стороны человеческого характера и разума и желание человеческого ума, человека в целом, не быть подвластным никаким преградам: ни социальным, ни физическим, ни моральным. Локи - это воплощение человеческого стремления к свободе.

0

3

Атшехаске, известный также как Первый Сварливец или просто Койот (с большой буквы) в мифологии индейцев Навахо - одно из верховных божеств. Принял непосредственное участие в создании мира.

В чём-то схож с таким скандинавским божеством как Локи (хотя-бы потому, что они оба боги-трикстеры). Однако, если трикстер-Локи со временем стал явно отрицательным персонажем, то трикстер-Атшехаске скорее олицетворяет невероятное взаимопроникновение Добра и Зла друг в друга и их весьма запутанный баланс.

Подобно Локи он лжив, коварен, непочтителен. Но его поступки сочетают в себе Добро и Зло. Навахо представляли свой пантеон как вполне реальное помещение, в котором собираются божества. Причем, места, которые они занимали говорят о многом. В пантеоне божеств, в то время как добрый сидит с южной стороны, а злой - с северной, Койот сидит у двери, и может таким образом вступать в союз с любой из сторон. Подобно Локи, Атшехаске может принимать абсолютно любой облик.

Согласно мифам Навахо, Атшехаске был самым первым существом, был тогда, когда Земли еще в помине не существовало. Согласно мифам - именно Атшехаске был "изобретателем" колдовства. Вообще - мифологические роли Атшехаске многочисленны - согласно мифам Навахо он вызвал потоп, породил смерть, вмешивался в расположение звёзд, дал горам жизнь, дал имена древним богам, похитил сноведения, стал первым провидцем, и вообще - постоянно совал свой нос в чужие дела.

Если его разгневать (например - охотой неподобающий способом, или,что в его глазах самое страшное преступление, убив одного из его потомков - койотов), Атшехаске в гневе может наслать на людей болезни (и есть особый ритуал, "Путь Койота", который помогает умилостивить разгневанного Атшехсаке, после которого он становится духом исцеления).

Главная цель Атшехаске - постоянно бросать вызов законом мироздания, постоянно проверять их на прочность и расширять возможности. Также, согласно мифам, из клочков его шерсти произошли все койоты, разные по четырём сторонам света. Кроме того, Атшехаске был ПЕРВЫМ существом, он-же будет и ПОСЛЕДНИМ. Согласно индейским легендам, лишь койоты переживут конец света. Оптимально в Краю Вечной Охоты он бы мог представать как рыжевато-бурый койот с ярко-желтыми глазами.

0

4

Шива выступает как классический Трикстер, похититель магической Силы.

На печатях, найденных при раскопках городов долины Инда (3-2 тысячелетия до н.э.) имеется изображение трехликого и рогатого божества, окруженного зверями, в котором можно усмотреть прототип будущего Шивы в его функции хозяина животных и скотьего бога.

Имя скотьего бога у древних греков Гермес, да и у славян оно хорошо известно это Велес, однако, вовсе не в ипостаси мирного пастуха, а хозяина Дикого мира, лесного сторожа медведя.

Сонм мерзких тварей составляет свиту Рудры-Шивы (пишачи, виталы, праматхи и т.д.), это оборотни, и питаются они человечьим мясом. Грозные чудовища рождены Шивой и представляют его воплошения это Бхайрава (Ужас), посланное в наказание самому Брахме, химерический Киртимукха и Вирабхадра, подобный греческому гекатонхейру. В этой связи напомню, что Губитель и Ужасный так же хейти (прозвища) аса Одина. Более того, говорят, что Шива отрубил своим мечом Брахме пятый лик.

Обращаясь в молитвах к Шиве-Рудре просят его не приносить смерть ни большому, ни малому, ни выросшему, ни отцу, ни матери. «Сущему и Губящему Тебе (Шива) я совершаю поклонение!»

Хотя само имя Шива означает благой. Третий глаз Шивы губителен даже для богов (что связывает его с гоголевским Вием и другими подобными индоевропейскими персонажами, например Балором и Ысбаддаденом из кельтских легенд). Им обратил он в пепел бога любви Каму, который пытался помешать медитации Шивы. В Махабхарате есть эпизод, где Шива способствует убийству усыпленных врагов. «Не убей, о Рудра, рассвирепев, наших мужей!»

Он бог той внезапной неестественной смерти, что наступает не от старости. В то же время Рудра целитель: «Тысяча у тебя целебных средств о ты, прекрасно навевающий жизнь! ...Буйного Рудру, приводящего жертву к цели, идущего окольными путями поэта мы призываем на помощь.»

Именно Рудра спас богов и людей, выпив яд калакута, способный уничтожить весь Мир. Эту отраву изготовили демоны, которым не дали попробовать амриты, и потому у Рудры синяя шея. Его призывали боги (дэвы), чтобы разрушить крепость своих противников асуров, не в силах сделать это сами.

Отредактировано Ирис (Суббота, 13 ноября, 2010г. 12:42:08)

0

5

Гермес и Прометей

В сохранившихся источниках по греческой мифологии упоминаются два божественных трикстера — Прометей и Гермес, которые, однако, лишены того подчеркнуто беспокойного, вносящего в мир сумятицу и создающего проблемы характера, который присущ Вакдьюнкаге и Локи. Отношение греков к обоим этим фигурам всегда последовательно положительное. Прометей — великий основатель культуры, который принес на землю огонь и связанные с ним ремесла; жертвой его надувательства является Зевс, и действует он всегда в интересах людей. Гермес, вопреки ассоциации с воровством и с тайными махинациями — обычно оказывает скорее благоприятное влияние на дела людей.

Кажется почти парадоксальным, что «бог воров» являлся одним из наиболее популярных греческих божеств. Ясно, что в глазах греков его многочисленные «полезные» атрибуты перевешивали отрицательные ассоциации, связанные с его трикстерством.

В греческой мифологии происходит не просто расщепление архетипа Трикстера на два уровня, представленные соответственно архаическим титаном-благодетелем Прометеем и молодым олимпийцем Гермесом, но и расщепление каждого из этих уровней на две части. Действительно, каждое из этих божеств, в свою очередь, разделено на два: всегда помогающий людям Прометей имеет брата, Эпиметея, представляющего собой его alter ego и несущего в себе все негативные аспекты, от которых освобожден Прометей; Гермес же, будучи как богом удачи, так и богом воров, заключает в себе самом и позитивные и негативные аспекты, которые достаточно четко отделены друг от друга и находятся друг с другом в постоянном противоречии.

Классическое изложение характерного для древнегреческой мифологии представления о противоречивых способностях Гермеса содержится в гомеровском гимне «К Гермесу». В этом гимне рассказывается, в частности, история о том, как, будучи еще младенцем, Гермес похищает принадлежащих Аполлону священных коров, затем умело скрывает свою проделку, по ходу дела изобретая сандалии (его дар людям), чтобы скрыть свои следы, умно лжет Аполлону и в конце концов возвращает коров законному владельцу. Новорожденный бог уже искушен в нарушении установленных правил, границ, различий и в обмане — совсем как человеческий герой Одиссей (который тоже является классическим трикстером).

0

6

http://www.ec-dejavu.net/t-2/Trickster-2.html

http://www.ec-dejavu.net/t-2/Trickster-3.html

0

7

Буратино

У Трикстера - четыре ипостаси: Шут, Дурак, Ловкач и Клоун. И они проявляются очень по-разному.

Хотя в разной литературе - разные взгляды на Трикстера. Но все сходятся в одном - организуя конец света, Трикстер не имеет злого умысла :).

"Как правило, трикстер совершает действо не по «злому умыслу»  противления, а ставит задачей суть игрового процесса ситуации и жизни.  Не сама игра жизни, но процесс важен для трикстера."

http://ru.wikipedia.org/wiki/Трикстер

Трикстер - это брат-близнец (демонически-комический дублёр) культурного героя. :) А Буратино - Культурным Героем не является, точнее он как раз является героем-трикстером.

Культурный герой — Энциклопедия символов

ПС
Кстати - Карабас-Барабас не является на самом деле однозначным отрицательным героем. Он всего лишь хозяин театра кукол, у которого Буратино украл тайну, кукол и театр. :)

Буратино нарушает правила. Он не поддаётся воспитанию. Он наивен до неприличия и везуч. Он трикстер в ипостаси - дурак. (А мы помним, что у трикстера их четыре, ага?)

"Многие сказочные герои генетически связаны с моделью трикстера, так что  нет ничего удивительного в том, что, сочиняя сказку, Толстой пришел к  этой мифологической семантике. Буратино с самых первых сцен написан  именно как медиатор-трикстер.

То, что он бьет Джузеппе, еще будучи  поленом, его длинный нос как знак вранья, его постоянные шалости, то,  что он, едва появившись на свет, убегает от Карло и попадает в беду  из-за своего баловства (что, в сущности, предвосхищает последующий сюжет  сказки), его декларация непослушания в ответ на предупреждения  Говорящего Сверчка - все это с самого начала маркирует Буратино как  трикстера.

Черты медиатора также определяют сущность этого героя.  Он деревянный и одновременно живой: его можно использовать вместо  полена, он не тонет в воде, его может унести ветром - и в то же время он  все время хочет есть, у него появляются синяки, и его можно щипать  (<... Куклы опять начали обнимать, целовать, толкать, щипать и опять  обнимать Буратино, так непонятно избежавшего страшной гибели в очаге>  Он кукла, марионетка - и одновременно стопроцентный  мальчишка."

(с) Веселые человечки: Культурные герои советского детства: Сб. статей  / Сост. и ред. И. Кукулин, М. Липовецкий, М. Майофис. - М.: Новое  литературное обозрение, 2008. - 544 с, ил. НОВОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ  Научное приложение. Вып. LXXIV

0


Вы здесь » Заблудившиеся в зеркалах » Между Мирами » Локи и другие. Классические трикстеры.