Заблудившиеся в зеркалах

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Заблудившиеся в зеркалах » Плоды просвещения » Анархия - Мать Порядка


Анархия - Мать Порядка

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

Анархизм — идея о том, что общество может и должно быть организовано без государственного принуждения. При этом существует множество различных направлений анархизма, которые часто расходятся в тех или иных вопросах: от второстепенных, и вплоть до основополагающих (в частности — относительно взглядов на частную собственность, рыночные отношения, этнонациональный вопрос).

Анархизм — политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей целью уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. Это означает, что, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности (исходящей из личной заинтересованности) каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы.

0

2

Я и шарфик чёрно-красный припас ... Знаю парочку анархо-синдикалистов по Мемориалу.  :cool:

0

3

Может показаться, что анархизм - это чисто негативная идея, что она только против чего-то. На самом деле у анархистов есть много позитивных идей безвластного общества. Но, в отличие от марксистов, либералов или консерваторов, они не навязывают какой-то конкретной схемы.

Существовало ли когда-нибудь анархическое общество, которое работало?

Да, тысячи и тысячи таких сообществ. Первый миллион лет или около того люди были охотниками и собирателями и жили маленькими группами равных, практически без власти и иерархии. Это были наши предки.

Это был многополюсный мир. Его опыт бесценен. Например, многие анархические племена имели очень эффективные методы разрешения конфликтов, включающие посредничество и третейский суд.

Если вдуматься, повседневная жизнь почти полностью анархична. Добровольное соглашение и взаимопонимание превалирует почти повсеместно. Большая часть личных взаимоотношений человека с другими людьми осуществляется посредством свободного договора и кооперации, без которых жизнь общества была бы невозможна.

Семейная жизнь, покупка, продажа, дружба, молитва, секс и отдых - анархичны. Даже на рабочем месте, которое многие анархисты считают столь же враждебным, как и государство, работники добровольно кооперируются, чтобы выполнить работу или облегчить ее.

Некоторые люди говорят, что анархия «не работает». На самом деле, это почти единственное, что работает!

0

4

Социальный анархизм - является обобщающим понятием, используемым, чтобы дифференцировать две широкие категории анархизма, одной из которых является коллективизм, а другой — индивидуалистический анархизм.

Там, где индивидуалистические формы анархизма подчеркивают личную автономию и рациональную человеческую природу, социальный анархизм видит «свободу личности как концептуально связанную с социальным равенством и подчеркивает общественное объединение и взаимопомощь».

0

5

Анархия - мать порядка.

Никто не знает, как понимать этот старинный лозунг русских анархистов. Поэтому воспринимается он людьми чаще всего иронично, ассоциируется с беспорядками и насилием. Как его следует понимать?

Анархия по-гречески "безвластие", т.е. отсутствие в обществе централизованной насильственной власти. Это самоуправление во всех сферах жизни общества, при котором достигается максимально возможная степень свободы для каждого народа, территории, коллектива, для каждой отдельной личности. Анархия - это невозможность расширения прав одной личности за счет другой. В отличие от демократии, принципом которой, является подчинение меньшинства большинству, выявляемое путем голосования, анархия предоставляет любому меньшинству жить так, как вздумается, если оно при этом не ущемляет свободу других.

Поэтому лозунг "Анархия - мать порядка" означает, что анархия должна стать матерью будущего общественного порядка. Порядок будет основываться не на принудительном подчинении всех и каждого единой насильственной власти, а на добровольных взаимовыгодных соглашениях между отдельными лицами и группами на принципе добровольной кооперации всех членов общества, при которой возникающие конфликты решаются третейским судом.

0

6

"Самая оклеветанная из сегодняшних ценностей — это, несомненно, свобода [...] потому, что в течение ста последних лет общество торгашей нашло для свободы исключительное и одностороннее применение, считая ее скорее правом, чем долгом, и не боясь как можно чаще превращать принцип свободы в орудие угнетения" А.Камю

0

7

Камю - умный мужик.. но опять все это критика, а что взамен?

0

8

Идея безвластия, анархии - продукт высокоразвитого сознания. И современные анархисты, разумеется, отдают себе отчет в том, что сегодня их общественный идеал в реальную жизнь воплотиться не может.

Я тоже не знаю как воплотить в жизнь принцип "свободу каждому, не ущемляя свободу других..."

0

9

как развить сознание.. для меня все равно враг - это мещанство. Но как обеспечить быт не будучи мещанином я не знаю. Если в семье дети.

0

10

Вот кого бы я хотела послушать, так это полемику М.Бакунина с К.Марксом. Вот, где говорят кипели страсти. Какие там Сванидзе с Кургиняном... дети...

Обе стороны в полемике исходили из того, что родовым свойством человека является свобода, что предстоит долгий и трудный путь реализации этого свойства в масштабах общества.

Русский анархист как бы укорачивает этот путь, сводя его главным образом к устранению государства. Его идеал — общество, организованное на началах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций и наций. Важными составляющими такого общества выступают также равенство и справедливость для трудящихся, освобожденных от всякой эксплуатации.

Для его немецкого оппонента решающее значение имеет внутренний, социальный по своей природе стержень свободы, который постепенно наращивается по мере развития общества, по мере созревания соответствующих социально-экономических факторов.

Вместе с тем позиция М. Бакунина согласуется в целом с представлением о том, что высшая степень исторической свободы — это переход к способности развития, когда индивидуальность каждого не подавляется и когда не общественные отношения господствуют над людьми, а люди господствуют над случайностью и отношениями [14].

0

11

И никакого ТВ :) И СМС голосования..

0

12

Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) несомненно, является ключевой фигурой в истории анархической мысли и анархического движения, крупнейшим выразителем анархического миросозерцания в теории и на практике.

"любовь к свободе и неотвратимая ненависть ко всякому притеснению, еще более, когда оно падало на других, чем на меня самого... Я считаю священным долгом восставать против всякого притеснения, откуда бы оно ни приходило, и на кого бы ни падало. Во мне было всегда много донкихотства: не только политического, но и в частной жизни."

"Государство - это самое вопиющее, самое циничное и самое полное отрицание человечности, - писал русский анархист. - Оно разрывает всеобщую солидарность людей на земле и объединяет только часть их с цепью уничтожения, завоевания и порабощения всех остальных."

Бакунин считал, что произвол, чинимый над человеком и обществом, государство напыщенно именует "законом". Государство, по Бакунину, является не чем иным, как:

"официальной и правильно установленной опекой меньшинства компетентных людей ... чтобы надзирать за поведением и управлять поведением этого большого неисправимого и ужасного ребенка - народа

Поскольку всякая власть стремится себя увековечить, "ребенок" никогда не достигнет совершеннолетия, пока над ним господствует упомянутая опека.

"Итак, там, где начинается государство, кончается индивидуальная свобода, и наоборот. Мне возразят, что государство, представитель общественного блага, или всеобщего интереса, отнимает у каждого часть его свободы только с тем, чтобы обеспечить ему все остальное. Но остальное - это, если хотите, безопасность, но никак не свобода. Свобода неделима: нельзя отсечь ее часть, не убив целиком. Малая часть, которую вы отсекаете, - это сама сущность моей свободы, это все."

"Такова уж логика всякой власти, что она в одно и то же время неотразимым образом портит того, кто ее держит в руках, и губит того, кто ей подчинен."

0

13

Государство нужно когда люди сами не могут договориться. И не важно какое это государство - вождь племени или совсет старейшин. Главное, чтобы был кто-то, кто решит - этому шкуру, а этому мясо..

0

14

"Если только где-нибудь Государство дезорганизуется по какой-либо причине, если только его гнет ослабевает где-либо  сейчас же начинают образовываться союзы, вызванные естественными потребностями отдельных областей... "
П.А.Кропоткин

Этика Кропоткина.

Основным импульсом к постановке проблем этики, ее научному обоснованию и пониманию послужили для П. А. Кропоткина задачи обоснования анархистского идеала - прогрессивной общественной системы, одновременно исходящей из нравственной природы человека и создающей условия для его нравственного развития.

П. А. Кропоткина беспокоило то, что глубоко научное дарвиновское учение об эволюции животного мира, во первых, интерпретировалось лишь как концепция борьбы за существование(и игнорировалась идея об инстинкте общительности) , позволяющая "научно" обосновать правомерность эгоизма и аморализма в жизни общества: во-вторых такая трактовка теории Ч. Дарвина позволяла возродить идеи сверхъестественного внеприродного происхождения нравственности. Коль скоро природную основу человека составляет борьба всех против всех, то внушить человеку нравственные чувства может только высшее существо - Бог.

Не могли не тревожить его и аналогичные тенденции и в самом анархизме, особенно в его индивидуалистическом направлении, в котором происходил своеобразный симбиоз реанимированных идей М. Штирнера об абсолютной, ничем не ограниченной свободе индивида и Ф. Ницше о сверхчеловеке, свободном от каких-либо моральных норм.

Марксистская концепция борьбы классов также не вызывала сочувствия у П. А. Кропоткина.

Словом, существовал целый комплекс причин, побудивших его заняться проблемами этики, и главная из них- необходимость ответить на вопрос: куда ведет человечество нравственное чувство к вырождению человеческого рода и господству слабых или к позитивным, желательным последствиям?

П. А. Кропоткиным была написана целая серия работ, которые впоследствии составили книгу "Взаимопомощь как фактор эволюции". В ней он развивал и обосновывал фундаментальную для своей социологии и этики категорию взаимопомощи. Подтверждение своим идеям он нашел у Ч. Дарвина в работе "Происхождение человека".

"Общественный инстинкт, прирожденный человеку как и всем общественным животным, - вот источник всех этических понятий и всего последующего развития нравственности". Взаимопомощь выступает, таким образом, первым, исходным, и в то же время природным принципом нравственности. Его развитие и усложнение в процессе эволюции человеческого общества, по мнению П. А. Кропоткина, связано с постепенной выработкой второго основного понятия этики справедливости, которая одновременно выступает как требование равноправия и равноценности всех членов общества.

Этика П. А. Кропоткина - это этика консолидации общественного, этика, позволяющая индивиду максимально и полно реализовать свой потенциал. Она лишена нормативных требований и санкций, а просто говорит человеку, что общество и его нравственность суть продукты эволюции природы и самого человека и что соблюдение этой нравственности, действия в соответствии с ней есть не что иное, как следование своей собственной человеческой природе, законам ее прогрессивного развития. Нравственность возникла из практики взаимосвязи и солидарной деятельности людей, и ее основное предназначение - развивать и совершенствовать эту человеческую солидарность.

0

15

П. А. Кропоткин трижды за 1919- 1920 гг. встречался с В. И. Лениным. В их беседах поднимался широкий круг вопросов. Кропоткин высказывал свое видение происходившего в стране, говорил о непорядках на местах, защищал интересы кооператоров, страстно отстаивал идеалы "безгосударственного" коммунизма. Личными встречами с В. И. Лениным и письмами к нему П. А. Кропоткину иногда удавалось смягчить жесткость революционной власти. Есть свидетельства современников о том, что В. И. Ленин под влиянием П. А. Кропоткина отменил данное в ноябре 1918 г. местным отделам ЧК разрешение проводить расстрелы без суда и следствия, что спасло жизнь многим людям.

0

16

Странное ощущение...

Который день подряд по "радио Россия" слушаю песни про анархию... Это со мной что-то не так.. или власть уже не знает куда рулить???

0

17

0

18

Для индивидуалиста идеальный, или утопический, мир обязательно анархичен в истинно философском смысле.

Этот мир населен только теми людьми, которые соблюдают минимум норм поведения, диктуемых взаимной терпимостью и уважением. Индивиды вольны "заниматься тем, чем они хотят", придерживаясь этих норм, а совместные начинания строятся исключительно на добровольной основе. Люди оставляют за собой право не участвовать в каких-либо совместных мероприятиях.

Ни один человек не имеет права принуждать другого, отсутствует безликая бюрократия, военная или гражданская, которая осуществляет внешнее принуждение. Государство действительно уничтожается в этой утопии, а любая его реанимация воспринимается как чудовищная несправедливость.

По своей сути и значению эта утопия не является коммунистической, даже в идеализированном понимании этого исторически извращенного слова. Отсутствуют предопределенные общие правила. Могут существовать и коммуны, и великое множество отшельников, причем последние могут быть или не быть скупы. Кооперативные взаимоотношения обязательно являются договорными, что должно приносить взаимную выгоду всем участникам, по крайней мере при предварительной оценке.

Это утопия свободного принуждения.

0

19

Анархия как основной организационный принцип порядка терпит провал при тщательном анализе, даже если мы не выходим за рамки индивидуального в узком смысле. Ограниченность анархии становится еще более очевидной, когда мы обращаем внимание на действия, которые обязательно порождают потенциальный конфликт между отдельными людьми.

Однако до их внимательного изучения необходимо сказать несколько слов в защиту анархии. Даже если мы понимаем, что этот принцип не является универсальной основой социального порядка, мы должны признать, что существенные его черты могут быть обнаружены при анализе широкого спектра человеческих взаимоотношений.

Важно ясно сказать о его значении, поскольку в силу самой вездесущности организованной анархии все внимание обычно уделяется исключительно ее пределам, за которыми возникает угроза беспорядка.

Существует бесчисленное множество видов деятельности, занятие которыми требует от людей соблюдения фундаментальных правил взаимной терпимости, видов деятельности, практикуемых изо дня в день при отсутствии каких-либо формальных правил. Они имеют место, поскольку люди, их осуществляющие, соблюдают те минимальные стандарты поведения, которые требуются для установления и поддержания порядка.

Рассмотрим обычный разговор в многочисленной группе. Общение происходит благодаря общему следованию правилу, что только один человек может говорить в то время, когда другие молчат. Анархия работает.

Она перестает работать, когда люди отказываются соблюдать это минимальное правило взаимной терпимости.

0


Вы здесь » Заблудившиеся в зеркалах » Плоды просвещения » Анархия - Мать Порядка