Бестиа́рий (от лат. bestia, «зверь») — средневековый сборник зоологических статей (с иллюстрациями), в которых подробно описывались различные (главным образом, вымышленные) животные с аллегорическими и нравоучительными целями
Первоначальный материал для бестиарий дал «Физиолог», коллективное произведение, появившееся вероятно во II в. христианской эры в Александрии. Наряду с реальными животными описываются феникс, кентавр и др. Сведения о животных далеки от истины. Они имеют аллегорический смысл и являются одним из видов мистической зоологии, отразившейся также в изобразительных искусствах, в проповедях и поэзии. Сообщалось, напр., что львята рождаются мертвыми и лишь на третий день лев оживляет их дуновением в ноздри. Подобно им, говорилось дальше, и человек остается мертвым, покуда некрещен и т. п. Известны четыре старофранцузских Б. (XII-XIII вв.), итальянский, сохранившийся среди рукописей Леонардо-да-Винчи, латинский — стихотворный — Тедбальда (XI в.) и ряд др. В Россию Б. проник в XVI-XVII вв. вместе с схоластической наукой. Бестиарные сведения появились значительно раньше (из «Шестодневов», «Толковой Палеи» и т. д.) и вошли существенным элементом в народное творчество.
По своему многообразию мир фантастических существ должен был бы превосходить реальный, ведь фантастическое чудовище — всего лишь комбинация элементов, встречающихся у живых существ, а количество таких комбинаций практически бесконечно. Мы могли бы произвести на свет бесчисленное множество существ, созданных из рыб, птиц и рептилий. Нас ограничивали бы только два чувства — пресыщение и отвращение. Общее число чудовищ велико, но подействовать на воображение могут совсем немногие. Фауна людской фантазии гораздо беднее фауны Божьего мира.
Х. Л. Борхес. “Книга вымышленных существ”
Quocienscumque peccator vult factorem suum placere
Quocienscumque peccator vult factorem suum placere, necessarium est ei et utile, ut tres spirituales conductores querat, qui tres spirituales legatos cum tribus donis spiritualibus ad reconciliationem sui coram factore conducant. Qui conductores et legati cum suis donis spiritualibus ita disponuntur. Primus legatus est cordis ploratus, secundus vera confessio, tertius vera penitentia. Conductores eorum sunt, amor domini, bona voluntas, rectum opus. Dona spiritualia sunt mundicia corporis et anime, oratio pura, boni operis perseverantia, qui legati et conductores cum spiritualibus donis sic coram trinitate procedunt. Coram deo patre procedit ploratus cum amore dei defferens mundiciam corporis et anime. Coram filio vera confessio cum voluntate bona puram orationem deferens. Coram spiritu sancto penitencia vera cum recto opere perseverantiam boni operis portans.
Каждый раз, когда грешник хочет понравиться своему Творцу, необходимо ему и полезно взыскать трех духовных вождей, приводящих с собою трех духовных слуг с тремя духовными дарами для примирения его с Творцом. Эти вожди и слуги с тремя духовными дарами располагаются следующим образом. Первый слуга — это плачущее сердце, второй — искренняя исповедь, третий — искреннее раскаяние. Вожди же их суть любовь к Господу, добрая воля, правое дело. Духовные дары — это чистота тела и души, чистая речь, постоянство в добрых делах. Слуги же сии и вожди с духовными дарами приходят к Троице следующим образом. Пред Бога Отца предстает заплаканное сердце с любовью к Богу, приносящее чистоту тела и души. Пред Сына — искренняя исповедь с доброю волею, приносящая с собой чистую речь. Пред Духа Святого — искреннее раскаяние с постоянством в правом деле, несущее с собой добрые дела.
Отредактировано Ириска (Вторник, 18 декабря, 2012г. 22:08:37)