ПРОПРИУМ
Гордон Оллпорт считал, что личность человека – это многогранное целое, оно состоит из многих и многих биологически созданных и выработанных в ходе жизни элементов. Совокупность их Оллпорт назвал проприумом.
Согласно убеждениям Гордона Оллопотра, проприум исполняет восемь жизненно важных функции.
1. Восприятие тела. Это способность психики воспринимать и анализировать все, что происходит с телом. Ощущение своего тела, телесная самость. Она возникает в первый год жизни, когда младенцы начинают осознавать и интегрировать многие ощущения, которые исходят от мышц, сухожилий, связок, внутренних органов и так далее, и приходят к ощущению своего тела. В результате младенцы начинают отделять, отличать себя от других объектов, прежде всего телесных. Это чувство остается опорой для самосознания на протяжении большей части жизни. Взрослые ее не осознают до тех пор, пока все в порядке, пока они не почувствуют какую-то боль или болезнь.
2. Самопонимание. это ощущение своего Я, чувство самоидентичности. Оно возникает, когда ребенок начинает говорить о себе «Я». Посредством языка он ощущает себя в качество точки отсчета, появляется осознание и отнесение к себе собственного имени. Через это ребенок начинает постигать, что он остается одним и тем же человеком, несмотря на все изменения его взаимодействий с внешним миром. Это, в основном, второй год жизни, хотя развитие не прекращается — все аспекты идентичности не устанавливаются одномоментно, они продолжают развиваться дальше, но на данном возрастном этапе они становятся ведущими.
Человек достигает психологической целостности лишь тогда, когда приходит к пониманию своего внутреннего мира и принимает себя таковым, какой есть. Стартует этот путь к себе, по словам Гордона Оллпорта, когда малыш осознает собственное имя и начинает на него отзываться. А продолжается самопонимание всю жизнь. С каждым днем, с каждым новым опытом человек приближается к изучению собственного внутреннего мира. Это не просто знания о своей личности, но и понимание всех собственных эмоций, ощущений, поступков. Человек, который имеет желание развиваться, обязательно приходит к самопознанию и увлекается им.
3. Эгоизм. Он является неотъемлемой чертой каждой личности. Чувство самоуважения, которое связано с ощущением гордости вследствие успешного выполнения ребенком каких-то заданий. Взрослые иногда считают это негативизмом, потому что ребенок противится почти всем предложениям взрослого, воспринимая их как посягательство на свою целостность и автономность. НО в разумных пределах эгоизм помогает человеку жить и устраиваться наилучшим образом, хотя иногда его действие делает личность слишком эгоцентричной и безразличной к проблемам окружающих. Эгоизм возникает уже в первые годы жизни и сопровождает личность постоянно. Он способствует ее развитию и укреплению в обществе.
4. Развитие личности. Безусловно, это рост интеллектуальный и духовный, а также познание общества и поиск своего места в нем. С детства человек относит себя к семье, затем к группе детей, вместе с которыми учится, потом приходит время более широких и социальных открытий: личность осознает, что она является частью общества, нации, населения планеты. В этом и заключается ее развитие и расширение.
Четвертый этап приходится на возраст 4-6 лет. Проприум в этом возрасте развивается через расширение границ самости, дети начинают осознавать, что им принадлежит не только их физическое тело, но и какие-то элементы окружающего мира, включая людей; это расширение происходит через значение слова «мой». Для этого периода характерны рецидивы ревностного собственничества, мой мяч, мой кукольный домик, моя мама, моя сестра и так далее.
5. Восприятие себя. Взгляд со стороны на собственную личность очень важен для каждого из нас. Возможность восприятия себя позволяет человеку создать образ собственного Я и оценить его. Функция реализовывается в понятии о своем статусе, роли в обществе, собственных способностях и возможностях. Она помогает скорректировать поведение и спланировать будущее. Благодаря возможности оценивать себя, человек может выбирать и реализовывать жизненные цели. На основе восприятия собственного Я вырабатывается понятие об идеальном Я, то есть той модели личности, которая наиболее всего подходила бы человеку по его мнению.
Пятый аспект проприума начинает развиваться в возрасте 5-6 лет. Это образ себя, возникающий, когда ребенок начинает осознавать, как его видят другие, чего от него ожидают, как к нему относятся, каким хотят его видеть. И именно в этот период ребенок постигает различие между «Я-хороший» и «Я-плохой». Я, оказывается, могу быть разным.
5. Рациональное мышление. Функция, отвечающая за адекватное восприятие мира и реакцию на происходящее вокруг. Она позволяет человеку ориентироваться в обществе, поступать наиболее целесообразно и обеспечивать себе условия психологического и материального комфорта. Люди, у которых эта функция проприума развита достаточно высоко, имеют достойный уровень жизни.
Шестая стадия охватывает период между 6 и 12 годами, когда ребенок начинает понимать, что он способен находить рациональные решения жизненных проблем и эффективно справляться с требованиями реальности. Появляется собственно мышление — рефлексивное, формально-логическое, ребенок начинает думать о самом процессе мышления. Но это не независимое мышление в том смысле, в каком оно может быть у взрослого, потому что на этом этапе еще нет независимой морали. Эта стадия развития проприума отражает сильный конформизм по отношению к групповым ценностям, нормам, моральным устоям. Ребенок на этом этапе догматично предполагает, что его семья, религия, группа всегда правы.
7. Мотивация личности. Мотивация – это стимул к действию, по этому она является важнейшей функцией личности, стимулирующей ее к деятельности. Гордон Оллпорт считал, что развитая личность, у которой работает функция развития и восприятия, в каждом своем поступке отображает свое Я.
Седьмой аспект проприума, становление которого в основном связано с подростковым возрастом, — то, что Олпорт называет проприативными стремлениями. Центральная для подростка проблема — выбор карьеры или других жизненных целей. Подросток уже знает, что будущее надо планировать, и в этом смысле он приобретает перспективное чувство самости. Возникает направленность в будущее, постановка перспективных целей, настойчивость в поиске путей разрешения намеченных задач, ощущение того, что жизнь имеет смысл, — в этом заключается суть проприативно-го стремления. Этот период не исчерпывается подростковым возрастом; все упомянутые аспекты продолжают развиваться на протяжении жизни.
8. Открытие нового. Последний аспект, обладающий особым статусом. Олпорт его обозначает как самопознание, которое синтезирует все остальные семь аспектов.
Это функция, которая имеет глобальный характер и возвышается над остальными. Психолог утверждал, что познание – главная деятельность, которой личность занимается на пути своего развития. А умение познавать себя и понимать собственный внутренний мир есть вершиной развития человека.