Заблудившиеся в зеркалах

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Традиция

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Традиция - это форма организации огромного числа индивидуальных воль в единый творческий проект.

В любой области, будь то культура, наука, экономика, политика, государственное строительство, действительно важные вещи создаются усилиями многих и многих людей. Даже гении в науке или искусстве не приходят на пустое место, а стоят на плечах у предшествующих поколений, отталкиваются от того, что сделано ими.

Традиция позволяет связать в одно целое усилия не только современников, но и людей, принадлежащих разным поколениям, наладить спонтанное сотрудничество и взаимопонимание людей, которые никогда не встречались и не встретятся друг с другом.

Далеко не всякий глобальный проект может лечь в основу полноценной традиции. Не каждое объединение воль многих людей заслуживает права называться Традицией в подлинном смысле этого слова. Традиция, с большой буквы, - это только такой проект, который дает место полноценной, духовно свободной человеческой личности.

Традиция есть то, что снимает противоположность индивидуализма и коллективизма.

Традиция - это единственный способ совместить индивидуальную судьбу активной и самостоятельной личности с коллективной самоорганизацией отдельных воль в рамках общего проекта. Поскольку ни индивидуализм, ни коллективизм в своей грубой форме для полноценного человека не подходят, живая традиция - это единственная форма обеспечить полноценное существование личности. В отсутствии традиции возможна либо стадная форма коллективизма, коллективизм без личности, либо полный распад общества на отдельные атомы, который, в силу слабости отдельной личности, неизбежно приводит опять же к стадному конформизму.

0

2

В отсутствие живой традиции отдельные воли неизбежно будут взаимно аннигилироваться, бессмысленно разрушая то, что сделано другими. Пока традиция жива, эта борьба сводится к минимуму, отдельные воли помогают друг другу и опираются друг на друга. И каждый новый шаг на этом пути еще больше расширяет диапазон будущих свершений.

И наоборот, когда традиции нет, потомки используют наследие предков просто как строительный материал в своих мелких частных проектах.

В такие эпохи искусство сводится к примитивному "самовыражению", к излиянию минутных эмоций и животных инстинктов, которое издевательски облекается в унаследованные от прошлого высокие формы; государство, построенное тысячелетними усилиями многих поколений, распадается на феодальные княжества.

0

3

Отнюдь не любой проект способен вызывать такую спонтанную координацию воль, которая длилась бы столетиями, и любое покушение на которую заставляло бы людей жертвовать собственным благополучием и даже жизнью. Если воля, выраженная в проекте, будет восприниматься людьми как нечто чуждое, внешнее, навязанное извне, как фантазия каких-нибудь посторонних умников, это неизбежно вызовет сопротивление и фрустрацию, никакой согласованности усилий не получится и дело зайдет в тупик.

Важна именно спонтанная, стихийная координация воль, дающая начало традиции. Этот проект должен родиться сам, он должен быть нащупан людьми интуитивно, восприниматься как естественный движущий принцип их собственной воли, как источник силы и радости.

Как показывает история, те проекты, которые лежат в основании жизнеспособных традиций, почти всегда являются неформализуемыми, не поддаются рациональной дешифровке. Чаще всего традиция постигается людьми внерационально.

0

4

Люди, которые воспринимают Традицию лишь непосредственно, внерационально, играют для ее сохранения и преумножения не меньшую роль, чем интеллектуалы. Здесь подлинность порыва мало связана с рефлексией и способностью разобраться, например, в теологических тонкостях, которые отличают одну конфессию от другой.

Вряд ли кто-то решится сказать, что православие какой-нибудь верующей русской бабушки менее подлинно, чем православие доктора теологии, - хотя последний может усмотреть в ее вере больше "языческого", чем "христианского". Он смотрит на рационализированное выражение импульса веры, мертвое, окостеневшее и ненастоящее, а первая воспринимает его на уровне непосредственно переживаемых архетипов культуры, в той самой форме, в какой он заставляет людей жить и творить, т.е. является не только наблюдаемым, но и производящим. И потому эта темная необразованная бабушка может являться полноценным носителем культурной традиции, передавать этот импульс детям и внукам, которые всякий раз переливают его во что-то новое, - а доктор теологии, при всем своем интеллекте, может оказаться всего лишь второсортным комментатором и интерпретатором.

На таких бабушках культура держится тысячи лет, все время оставаясь новой и молодой, удивляя и потрясая окружающее человечество, а мастера рефлексии способны превратить ее разве что в пыльную груду книг, пищу для червей.

0