Работа руководителя-координатора
1. Оценить потенциальные возможности людей и распределить, между ними ролевые позиции в группе.
2. Раскрыть значение каждого члена для группы и ее работы.
3. Поставить группу перед целью.
4. Распределить обязанности, ответственность, права, власть и средства.
5. Обсудить первые трудности, мотивировать группу к поиску причин возникших трудностей.
6. Стимулировать группу - самостоятельно квалифицировать свою деятельность.
7. Вначале - стабилизировать, сплотить группу, создать благоприятный климат. Потом - провести тренинг-учёбу по решению кризисных ситуаций.
8. Развивать коллективное принятие решений. Авторство решения - присваивать группе, однако внутри группы - необходимо отдавать должное каждому в зависимости от его вклада.
9. Создать постоянные критерии оценивания работы и следовать им.
10. Проводить коллективный и публичный разбор противоречий.
11. Поддерживать в группе базовые ценности: уважение к каждому, оценка по вкладу, ориентация на положительное в человеке, гласность, демократизация, учет индивидуальных особенностей.
12. Раскрыть смысл и значимость работы, место и ценность каждого в общем деле.
13. Децентрализовать власть и предоставить полную самостоятельность всем членам группы.
14. Поощрять инициативу, исключая практику поиска виновного. Важно найти причины и пути устранения ошибок.
15. Помнить о необходимости повышать квалификацию всем членам группы и создание ощущения перспектив для каждого.
16. Все групповые проблемы разрешать совместно и гласно.
17. Постоянно информировать о достижениях каждого.
18. Всем членам группы предоставлять право свободно сообщать любую информацию, выражать любые мнения или сомнения по поводу любого обсуждаемого вопроса.
19. Дать возможность любому выступить в роли «адвоката дьявола» - человека, защищающего явно неправое дело, что помогает быстрее принять правильное, для всех приемлемое решение.
20. Выслушивать различные точки зрения и критику так же спокойно, как и то, что совпадает с руководящей точкой зрения.
21. Отделять усилия по генерированию идей от их оценки, сначала собрать все предложения, а потом обсуждать плюсы и минусы каждого из них.
22. Выслушай сначала идеи подчиненных нижних рангов, потом рангом выше, и только потом излагай свои.