Мифология подтверждает, что здесь мы обращаемся к наиболее древним представлениям человечества о мире. Архетип Старого Мудреца по образу соответствует мифологическому образу первопредка и бога своего народа — архетипу Сатурна. А по смыслу даруемой им гениальности и своей духовной силе он соответствует характеристике архетипа Урана — еще более древнего обожествления Неба.
В позитивном смысле архетип Старца обозначает овладение судьбой: первопредок еще не зависит от социальных условий, он сам определяет их. В мире владычества Мудрого Старика мнения Анимуса еще не существует... поскольку он складывается позднее, и потому является болee поверхностным.
Архетип Мудрого Старца обращает человека к своим корням и собственной цели, организующей вокруг себя внешнюю жизнь. Он выводит индивида из подчинения тем условностям, которые не являются сущностными для его жизни, дает возможность осознать, а потом преодолеть унаследованное от предков родовое понятие "я" и выйти за его пределы — к единому сознанию людей — к предыдущему архетипу Небес.
В сознании людей образу старого мудрого Предка предшествовал архетип Духа как таковой — образ единого для всех бога ясного Неба. Люди перестали поклоняться ему еще до того, как стали фиксировать свои мифы, но коллективная память сохранила его как безликий образ всеобщего творца, некогда создавшего и хранящего мир под аркой светлого небосвода.
Как заметил Юнг, архетип Духа равно содержит в себе и высшее, божественное, и низшее, демоническое. Так всевидящее Небо совмещает в себе тьму и свет: оно светит и благу, и злу, допуская все и веками равнодушно взирая на созидание и уничтожение. В мифах Небо далеко от людей, оно выше добра и зла, и таков же человеческий дух: нет ничего, чего он не оправдал бы ради своей идеи движения вперед, ибо его суть — в самом этом вечном движении, в бесконечной трансформации жизненных форм. Небо рождает облака-чудовища и позволяет им растаять в воздухе. Точно так же Дух относится к жизни и смерти, всегда оставаясь непричастным к скорби и страданию, которые его небесное творчество вызывает на земле. Такова природа мысли в высшем смысле этого слова: она вне земных ограничений, и потому для нее смерти нет.
Архетип Духа возник, когда еще не существовало души. То есть тогда еще не было той памяти о прошлом, из которой потом родилась душа. Дух не помнит себя. Поэтому он не хранит культуру и не ценит прошлое. Поэтому, вознося человека к небесам рациональной мысли, он опускает его до уровня зверя в смысле всех других человеческих качеств, кроме его самой первой характеристики homo sapiens. Духовное и выше, и ниже нас, говорит Юнг: оно скрывает в себе одновременно сверхчеловеческое (сверхсознательное) и животное (бессознательное).
Этот архетип наделяет человека практической властью над материей, которой жаждет обладать человечество как необходимой гарантией продолжения своего существования. Он закладывался в те времена, когда из племени возникало сообщество людей, которые осознали свою смертность, но также и свою коллективную силу и тем самым подсознательно поставили себе цель выживания. Тогда еще не были выработаны законы морали: добрым было то, что приносило благо мне, то есть моему роду, ибо эти понятия тогда сливались.
Но современный человек, даже если он чувствует в себе коллективный дар "маны", не может выразить волю всего общества именно потому, что общество это слишком огромно, а эта воля слишком разнопланова. Даже политик, который в некотором роде обязан стоять над обществом и соответствовать архетипу Мудрого Старца, обречен быть неугодным в лучшем случае половине мыслящего населения.
Юнг отмечает патологическое проявление архетипа Мудреца у мужчин, и понятно, что женщина более защищена по отношению к древним архетипам , поскольку привыкла признавать над собой неуловимую власть высших ощущений. Женщина по своей природе лучше чувствует материальный план, интуиция ее здесь гораздо сознательнее, и ее не так поражает то, что для мужчины выглядит как магическая власть над Землей.
Но если с практической земной мудростью у женщины обычно нет проблем и она без особой патологии и вполне сознательно (хотя и без большой радости, то есть минуя бессознательную сферу эмоций) может превратиться в "мудрую старушку", то с духовными дарами Неба дело обстоит сложнее. Поток вдохновения мысли Урана, как носителя новых идей, чужд консерватизму женской природы, а бессознательное сопротивление ему — прямой путь к неврозу (основу которого психоанализ видит в вытеснении того, что сознание должно принять). Иначе говоря, женщине сравнительно легко быть ведьмой по отношению к ведомому миру, но она подвергается большей опасности в сфере духовного.