«Человек человеку волк; найдется ли у кого мужество после всего опыта жизни и истории оспаривать это положение?»
З.Фрейд
Насилие составляет универсальный коммуникативный контекст жизни человека: все люди в той или иной степени подвергаются насилию.
1) физическое насилие - преднамеренное манипулирование телом человека (ребенка или взрослого) как объектом, приводящее к нанесению физических повреждений различной степени тяжести; к физическому насилию относятся не только побои, но и ограничения в еде и сне, вовлечение в употребление алкоголя и наркотиков и т.п.;
2) сексуальное насилие - преднамеренное манипулирование телом человека (ребенка или взрослого) как сексуальным объектом, приводящее к вовлечению в сексуальные действия с целью получения сексуального удовлетворения или какой-либо иной выгоды; к сексуальному насилию относится не только сексуальное совращение, но и вовлечение в проституцию, порнобизнес и т.п.;
3) психологическое насилие (поведенческое, интеллектуальное, эмоциональное и проч.) - преднамеренное манипулирование человеком (ребенком или взрослым) как объектом, игнорирование его субъектных характеристик (свободы, достоинства, прав и т.п.), разрушающее отношения привязанности между людьми, или, напротив, фиксирующее эти отношения и приводящее к различным деформациям и нарушениям психического (поведенческого, интеллектуального, эмоционального, волевого, коммуникативного, личностного) развития.
Соотношение всех форм показывает, что психологическое насилие является «почвой» и «ядром» насилия, его исходной формой, на основе которой возникают насилие физическое и сексуальное.
Статистика российских служб экстренной психологической помощи (Телефонов доверия) свидетельствует, что: а) в 80% случаев обращений речь идет о семейном насилии; б) самой распространенной формой семейного насилия является психологическое насилие.
Спектр психологического насилия включает:
а) активный аспект психологического насилия - психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, чрезмерная критика, ложь, изоляция, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей и т.п.);
б) пассивный аспект психологического насилия - психологические эффекты (утрата доверия с себе и миру, диффузная самоидентичность, полезависимый когнитивный стиль, внешний локус контроля, беспокойство, тревожность, нарушения сна и аппетита, депрессия, агрессивность, уступчивость, угодливость, коммуникативная некомпетентность, низкая самооценка, склоннсть к уединению, суицидальные наклонности, задержки физического и психического развития, личностная психопатология различной этиологии - наркотические зависимости, булимия, анорексия, нарциссические, мазохистские, множественные, пограничные и прочие личностные расстройства, амбулаторная шизофрения, соматические и психосоматические заболевания - язва желудка, аллергии, избыточный вес, нервные тики и т.п.;
Опыт психологического насилия в семье в некоторых случаях приводит к раннему закреплению паттерна отношений «насильник - жертва», к его фиксации на физиологическом уровне с последующей трансформацией ряда базовых потребностей, оформляющейся впоследствии в таких психических и поведенческих расстройствах как садомазохизм и серийные убийства;
в) интерактивный аспект психологического насилия - психологические взаимодействия (доминантность, аффективность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, непринятие со стороны насильников и субординированность, бесчувственность, ригидность, безответственность, неуверенность, беспомощность, самоуничижение со стороны жертв насилия).
Резюме:
* Наиболее сущностным и генетически исходным типом насилия является психологическое насилие;
* Наиболее важным и исходным аспектом психологического насилия является его интерактивный аспект, т.е. неадекватное (патогенное) родительствование и супружество;
* Базовым психологическим механизмом неадекватного (патологического) родительствования и супружества является механизм самонепринятия;
* Генетически исходным является самонепринятие по типу негативного оценивания (запрета) проявлений (поведенческих, интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных, личностных) собственного Я.
* Предельной формой самонепринятия является непринятие своей жизни, негативное оценивание жизни, запрет на жизнь (ср., идеи расколотого Я по Р.Лэнгу и негативной психологии по А.Менегетти).
Орлов А.Б. Психологические аспекты насилия в семье