В смысле коллективного бессознательного Тень — это природный, инстинктивный человек, и она почти не изменилась с тех времен, когда возникло человеческое общество, когда человек стал человеком разумным. Тень не может быть до конца преображена воспитанием, и во многом она осталась с детства, когда наши действия были чисто импульсивными. То, что в Тени общего для всех, выражает себя в таких образах коллективного сознания, как властитель скрытого, невидимого, подземного мира, — из которых современный человек лучше всего знаком с Дьяволом. Для иллюстрации образа Тени Юнг нашел также мифологический образ обманщика-трикстера (трюкача), который в сказках выступает не тем, кто он есть на самом деле, выставляя на всеобщее обозрение свои самые худшие качества, соответствующие более низкому уровню развития сознания человечества. К этому образу мы обратимся позднее, а пока рассмотрим Тень как скрытое, а потому наиболее зловещее и опасное в человеке.
Тень — это подсознательные желания, несовместимые с социальными стандартами. Это некий низший уровень сознания по отношению к современному обществу, и это некто, кто хочет делать то, чего мы себе уже не позволяем, — мистер Хайд нашего доктора Джекила. Человек подозревает в себе эту чуждую личность, когда, войдя в раж, потом оправдывает себя: "Это не я, на меня словно что-то нашло". То, что на него "нашло", — это первобытная, неконтролируемая, животная часть личности — Тень. Тень имеет свои олицетворения: когда мы кого-то ненавидим, нас на самом деле раздражают наши собственные качества, которые мы находим в другом.
Называя этот аспект бессознательного Тенью, Юнг хотел не только обозначить его как нечто темное и зыбкое. Нет тени без солнца, и нет Тени бессознательного без света сознания. Тень — "нижняя", наиболее внутренняя функция человека, — неизбежна, и он без нее нецелостен. Образуя противовес сознанию, она служит толчком внутреннего развития. Как отмечал мифолог Дж. Фрезер, дикари, как правило, считают свою тень, как и отражение в воде или зеркале, своей душой или жизненно важной частью себя. Суеверия гласят, что человек, не отражающийся в зеркале,— это вампир, а человек без тени — это сам черт, отчего мы всегда подозрительны к тому, кто кажется "слишком хорош, чтобы это было правдой".
Люди не обязательно отрицают Тень: порой теневые качества личности спокойно сосуществуют с ней. Если над индивидом не слишком довлеет социальный идеал Персоны, он склонен разрешить себе иметь недостатки, которые заполняют его внутренний досуг и в то же время позволяют расслабиться и уйти от внешней жизни, которая требует постоянных усилий воли. Эти внутренние тенденции могут незаметно взять верх над внешними требованиями, что может спровоцировать утрату Персоны (роль которой — адаптация индивида к миру), а следовательно, неадекватное поведение в обществе, порой неявное для него самого. Поэтому, как пишет Юнг, человек, которым владеет Тень, всегда стоит у себя на пути. Бросая тень отрицания на все свое существование, он производит на других неблагоприятное впечатление, и сам отвергает свои реальные жизненные перспективы. Удача проходит мимо него, заставляя его жить ниже уровня своих возможностей, в вечном недовольстве и борьбе за жизнь.
Как аналитический психолог, Юнг пришел к выводу, что бесполезно отрицать Тень или пытаться ее подавить. Человек должен найти способы жить темной стороной своей личности — от этого часто зависит его психическое и ментальное здоровье. Принятие Тени требует значительных моральных усилий и часто разрушает милые сердцу идеалы, но только потому, что они слишком завышены или основаны на иллюзии. Опасность полного подавления Тени в том, что тогда она вырастает в бессознательном до чудовищных размеров и только ждет случая, чтобы прорваться наружу, возобладав над остальной личностью, по пословице "В тихом омуте черти водятся". о и выявление Тени также уводит человека внутрь себя, и с ней связаны опасности чисто внутренней жизни (прежде всего социальная неадекватность и потеря интереса к миру). Поэтому Тень для Юнга — это "моральная проблема, которая затрагивает "я" целиком", проблема огромной важности, которую не надо недооценивать.