Анита постит на Мозаике, а я - утащу к себе. Ибо подумать есть над чем.
Очень много моментов в жизни уже встречалось... и не всё удалось решить оптимально. Здесь есть много вполне изящных решений. Вдруг ещё пригодятся.
Заблудившиеся в зеркалах |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Заблудившиеся в зеркалах » Мир Психологии » Со Сноба... на подумать
Анита постит на Мозаике, а я - утащу к себе. Ибо подумать есть над чем.
Очень много моментов в жизни уже встречалось... и не всё удалось решить оптимально. Здесь есть много вполне изящных решений. Вдруг ещё пригодятся.
Все дураки, один я умный
Как перестать стоять в общем ряду? Стать повыше — чтобы и самому лучше был виден мир, и чтобы тебя все замечали?
Было видно, что его ко мне, фигурально выражаясь, тащат. Хотя мать его и не касалась, но он все равно заметно, каждой клеточкой, каждой гримаской, каждым микродвижением — упирался.
— Ага, — сказала я ему, когда они уселись. — У тебя, наверное, никаких проблем нет. Все проблемы у родителей, и пусть бы они и ходили к этим психологам, если им надо. Так?
Он уже совсем было собрался с готовностью кивнуть, даже чуть-чуть запрокинул голову назад, но в последнюю миллисекунду подростковая поперечность все-таки пересилила.
— Ну нет, почему, у меня тоже есть проблемы…
— Замечательно! — обрадовалась я. — Тогда формулируй.
— Ну вот, например, меня из школы хотят выгнать… — Он взглянул на мать с явной надеждой, что она сейчас опровергнет его слова: да ну, что ты, никто тебя не выгоняет… Мать молчала. Интересно, заметила ли она, прочитала ли этот детски-беспомощный взгляд?
— А за что же выгоняют? Не тянешь программу? Двойки? Прогулы? Хулиганишь?
— Да ничего подобного! — не выдержала мать. — Школа у нас сильная, но он вполне мог бы там учиться, это все учителя говорят — голова у него нормальная, соображает. Просто достал он там всех! И меня тоже достал! И бабушку! И отца! И сестру!
— И кошку, и вагоновожатого в трамвае, и даже тараканов на кухне, — подхватила я (парень улыбнулся в пол, мать осталась серьезной). — Ага. Что ж, результаты выдающиеся. Всего четырнадцать с половиной лет, а уже всех достал. Нельзя ли теперь поподробнее о технике доставания?
— Понимаете, что бы ни случилось, у него всегда все виноваты, — сказала мать. — Но никогда не он сам. Кто-то его толкнул, кто-то не так понял, кто-то к нему пристрастен, кто-то хочет выслужиться, кто-то глупый… Да, вот это любимое, все объясняющее выражение последние два или даже три года: да они же все придурки!
— Давайте с самого начала, — решила я. — Начиная с перинатального анамнеза.
Анамнез, как я и предположила, был. Сразу из роддома — в другую больницу, потом долгое выхаживание, массажи-электрофорезы. Диатез, отдельная диета, о яслях даже не думайте, может быть, детский садик, когда-нибудь потом… Старшая беспроблемная сестра беспроблемно училась в четвертом классе и охотно играла с забавным младшим братиком, вполне снисходительно (он же маленький!) перенося его капризы. «Внимательно следите за интеллектуальным развитием, чтобы не пропустить чего, — сказали врачи семье, в которой был один профессор и два доцента. — Старайтесь работать на опережение». Работали. В три с половиной года Саша начал читать. В пять — решал несложные уравнения. Очень любил играть на барабанах, вообще оказался очень ритмичным. С четырех лет ходил на фигурное катание, бросил, когда стало нужно не просто кататься, а напрягаться на результат. Сочинял забавный детский рэп, даже однажды дошкольником выступил с ним в «Гигант-холле». При этом не слышал никого, кроме себя, почти не общался с детьми и совершенно не умел проигрывать в игры с правилами — сразу бросал все и уходил в слезах.
Ходили к психологу. Психолог сказал: нужна социализация. Здоровье сейчас вполне в пределах, так что — все в сад.
Садик взяли частный (в государственных не было места), пошли в подготовительную группу. На занятиях Саше нравилось поражать всех своими знаниями и умениями, но за пределами занятий отношения с одногруппниками не ладились: Саша предлагал им сложносюжетные ролевые игры и требовал, чтобы они ему во всем подчинялись (так играли в семье). Дети, разумеется, отказывались. «Почему бы тебе не поиграть в их игры?» — спросил отец. «Мне не интересно», — ответил Саша. Расспросив сына подробнее, отец признал, что предлагаемые одногруппниками игры действительно «какие-то дебильноватые». В саду Саша не был агрессивным, не дрался, общался в основном с выбранной им воспитательницей, которая готова была его благодушно слушать, так что в общем год прошел без особых эксцессов.
По совету невролога, наблюдающего мальчика с рождения, со спецшколами в начальной школе экспериментировать не стали. Выбрали спокойную добрую учительницу в школе в соседнем дворе. В первом классе Саше делать было просто нечего. «Что ж, раз читать-писать он уже умеет, пусть теперь учится общаться с детками, — сказала родителям учительница. — Этого он не умеет совсем».
В середине второго класса Саше устроили «темную». Во время «разбора полетов» никаких объяснений от детей, кроме «он противный». Учительница сказала родителям: «Вы знаете, с ним действительно бывает неприятно общаться. Он не хамит напрямую, но как будто бы тебя презирает, и даже не очень старается это скрыть. Я не знаю, откуда это в нем, но обычно такое все-таки из семьи. Вы можете забрать его из класса, но в этом нет особого смысла, пока не разобрались, в чем дело… Ведь все свои проблемы он унесет с собой». В тот же день родители перевели Сашу в параллельный класс. И там неожиданно все наладилось. Учительница ставила его всем в пример, он учился на одни пятерки, и у него даже появились два не то приятеля, не то друга, которые смотрели ему в рот и безоговорочно признавали его первенство.
В конце начальной школы учительница сказала: такому ребенку, как Саша, нечего делать в нашей дворовой школе. Я разговариваю с ним как со взрослым человеком. Ему надо идти в гимназию.
Сначала родители не решились: до гимназии надо было ехать полчаса на маршрутке, возить, да и Саше снова приспосабливаться… Но в пятом классе все сразу стало так плохо! «Он перебивает на уроках, не желает выполнять указания учителя, он всегда, по любому поводу лучше знает как, в ответ на замечания ссылается на параграфы из кодекса о правах ребенка и даже чем-то нам угрожает… Объясните ему наконец, что так вести себя непозволительно!» — «Заткнись и слушай! — велел Саше отец. — Надо приспосабливаться к людям!» — «Не буду я к ним приспосабливаться, — сказал Саша. — Потому что они говорят сплошные глупости. И я не должен…»
Пятый класс кое-как дотянули и пошли-таки в гимназию. Вступительный тест Саша сдал хорошо, и первые два месяца в гимназии тоже все было нормально. Потом началось снова-здорово. При этом, если в прошлой школе Саша действительно усваивал программу и учился почти лучше всех, в гимназии он оказался в середняках. «Он считает возможным перебить учителя на уроке, он неуважительно относится к товарищам, он отказывается выполнять указания учителей… И вообще… Вы не хотите показать его… ну, хотя бы психоневрологу?»
Старый заслуженный психиатр из Военно-медицинской академии сказал матери Саши: «Да не волнуйтесь вы, дамочка, никакой психиатрии у вашего сына нет. Нормальный он у вас. Просто противный».
Мать разрыдалась в кабинете и потом еще месяц пила новопассит, чтобы успокоиться. Семейный совет наконец-то взглянул правде в глаза и признал правоту психиатра: с умным, развитым Сашей действительно неприятно общаться.
«Он все время, каждым словом как будто ущипнуть тебя хочет», — сказала сестра.
«Я почему-то с ним все время чувствую себя старой дурой», — заметила бабушка (доктор исторических наук).
«Он со мной явно конкурирует, хочет уесть, но я думал, это нормально, по Фрейду», — пожал плечами отец.
— Саша, а ты сам-то понимаешь, что это с тобой, а не с миром что-то не так? — подступили к подростку родственники.
— Ну что ж, — пожал плечами Саша. — Значит, вы меня как-то не так с самого начала воспитывали. Вот теперь и расхлебывайте…
— Мы в тупике, — признала мать. — С ним говорила я, говорил отец, говорил директор школы и классный руководитель. Он то ли не хочет, то ли не может понять. Поведения своего не меняет. Ну вот из гимназии нас выгонят, и что? Куда он пойдет? Получается, что права та первая учительница: все проблемы он унесет с собой. И разложит на новом месте.
— Конечно, — кивнула я. — Спасибо вам за рассказ. Следующий раз вы мне не нужны. Я буду говорить с Сашей.
***
— Какие предметы тебе нравятся в гимназии? — спросила я.
— Литература и геометрия, — сразу ответил Саша.
— Ага. А ты можешь доказать эти геометрические теоремы другими способами, не как в учебнике?
— Да. Иногда могу, — кивнул мальчик.
— Я почти всегда могла! — с гордостью сказала я. — В меня однажды математичка даже транспортир кинула, чтобы я не мешала ей вести урок.
— А вы мешали?
— Еще как. Я вообще была довольно противная. Хотя и не настолько, конечно, как ты: у меня все-таки были настоящие друзья, компания и все такое. Но в целом мозги на свое место встали уже после того, как школу закончила и работать пошла… Литература — это все-таки слишком неоднозначно, поэтому мы твою задачу будем решать геометрически.
Смотри сюда: люди живут все вместе, и мы представим их себе в виде забора. Вот так. Каждая досочка — это отдельный человек. Вокруг нее — близкие ей досочки-люди: семья, друзья, одноклассники там какие-нибудь. Давай на нее посмотрим внимательнее. Чего она хочет?
— Ну… Не знаю. А чего?
— Она хочет высунуться. Не стоять в общем ряду. Быть повыше — самой лучше виден мир, ну и ее другим видно… И есть два, чисто геометрических способа решения этой ее задачи. Стать выше тех, кто рядом. Предлагай.
— Ну вот так, — Саша дорисовал кусочек доски.
— Ага, — согласилась я. — Досочка выросла. Что это за кусочек в человеческом смысле? Ну что она, например, такое приобрела, что реально подняло ее над окружением?
Саша подумал:
— Ну разбогатела, например?
— Чтобы разбогатеть, поработала сначала все-таки, наверное, — усмехнулась я. — Если промышляла грабежом на большой дороге, то это уже другая геометрия будет. Еще?
— Может быть, выучила испанский язык?
— Отлично! Ты поймал! Еще?
— Научилась делать сальто. Водить самолет. Сходила в трудный поход. Усыновила троих сирот…
— Замечательно. В общем: досочка приобрела некий ресурс, которого у нее раньше не было и который ценится ею самой и ее окружением, и за счет этого поднялась и расширила свой горизонт обзора. Теперь ищи второе решение. Повторяю: чисто геометрическое.
Саша думал долго, чиркал на листке. Я не хотела подсказывать. Он не дурак, должен сам. Наконец он с мрачным видом сунул мне листок:
— Вот так, что ли?
— Именно! Притопить других, в первую очередь, конечно, рядом стоящих, и за счет их опускания как бы (это иллюзия, заметь, реального подъема, в отличие от первого случая, нет) приподняться самому, слегка увеличить обзор… Но что в этом случае первым попадется на глаза?
— Другие доски вдалеке, того же размера… — вздохнул Саша.
— Верно. Решение?
— Добраться до них и их притопить тоже.
— Можно даже не добираться, — утешила я. — Здесь вообще есть два способа — реальный и виртуальный. Реальный, это когда ты (или твои предки) всех завоевываешь и обращаешь в рабство. Тогда ты выше, потому что ты рабовладелец, феодал, помещик-крепостник, золотой миллиард и прочая самоназначившаяся элита, которая всегда сидит на ресурсах и с той или иной амплитудой дрожит за свое благополучие. А виртуальный, это когда ты…
— …Называешь всех придурками! И тех, кто близко, и тех, кто далеко.
— Ого! — удивилась я. — Так ты и вправду умный, что ли?!
— Конечно, — вздохнул Саша. — Наследственность, что ж вы хотели…
— То есть и здесь ты, получается, ни при чем?! — рассмеялась я.
— Получается, так… А что же мне сделать, чтобы стать не вот этой, а вот этой доской?
— А я-то откуда знаю? — удивилась я. — Я бы, наверное, занялась тем, что реально нравится, и постаралась добиться успехов… А энергию понятно откуда взять?
— Ага, — моим тоном сказал Саша. — Перестать топить другие доски, и энергия высвободится. Спасибо. Я подумаю об этом…
***
В реале я его больше не видела. Но этим летом мать Саши постучалась в мою дверь, дала мне диск и сказала, что Саша благополучно закончил гимназию и по конкурсу поступил в институт культуры. Диск я посмотрела дома. Там Саша сначала играл в ансамбле ударником (музыка мне не понравилась, слишком громко и невнятно, но юноша стучал очень вдохновенно), а потом он уже в одиночку читал рэп. Там у Саши была какая-то странная, свисающая на одно ухо челка и как будто уже упавшие на пол штаны. Композиция называлась: «Все мы доски в этом гребаном заборе…»
От себя добавлю... мне бы очень хотелось понять - как научиться существовать рядом с такими людьми, не калеча себе психику??
Это не со сноба... НО всё равно надо подумать... или не надо. Я до сих пор не определилась как к этому относиться...
****
Никто. И никогда. Больше. Обо мне. НЕ. Позаботится.
http://project.megarulez.ru/forums/show … p;all=true
Никто и никогда. Не позаботится настолько, насколько мне бы этого хотелось, на сколько мне было бы это нужно. Я могу попросить позаботиться обо мне, но это меня не наполнит. Это не будет наполнять меня снова и снова. Потому что снова и снова нужно просить. Потому что с другой стороны сейчас может не быть возможности позаботиться обо мне.
Забота за деньги меня не наполняет. Это чётко оговорённая услуга в чётко определённое время. Никто не даст мне больше, чем мне нужно. Никто не даст мне больше, чем я прошу. Никто не даст мне больше, чем я заплачу.
И потому это никогда не наполнит. Этого все время мало.
Глупо требовать этого от партнёра — он не мама. Глупо требовать этого от терапевта — он не мама. Спа-салон — это не дом, где тебе всегда рады. Это дом, где тебе рады, когда ты платишь. И то, если повезёт.
Искать заботы — путь в ловушку. Путь разочарования, путь требования от других. Путь в то, что мне все должны и путь в постоянную боль, что не дают.
Мне никто ничего не должен. Никто и ничего. Меня никто не возьмёт на ручки так, как мне это нужно.
Я могу просить, я могу жаловаться, я могу платить, я могу сколько угодно быть маленькой и беспомощной. Но оно не придёт. Никого там нет. Этого не вернёшь. И ждать этого слишком тревожно. Слишком больно. Слишком много метаний. Слишком много напрасных ожиданий.
Жить с этим. Жить с ощущением, что никто и никогда. Просить, если нужно, платить, если нужно. Не ждать, что дадут больше. Не спасайте меня. Я вроде бы уже не тону. Я сама. Я уже немного держусь.
Чем больше я машу руками, чтобы меня спасли, тем меньше у меня сил, тем больше я отдаляюсь от берега. Чем больше я жду, что меня спасут, тем сильнее меня засасывает в воронку.
Мой груз не даёт мне утонуть. Это мой баллон с воздухом. Он тяжёлый, но без него я не смогла бы здесь дышать. Она — моя кислородная маска. Моя дочка.
Она приводит меня к противоречивым чувствам. Она впрыскивает бензин в двигатель моего взросления. Я должна лишь доливать масла и проверять его исправность. Я. Никто другой и, тем более — она, не могут и не должны быть озабочены этим.
Я веду эту машину по своей дороге жизни. И у меня есть пассажир, за безопасность которого отвечаю пока ещё тоже я.
Он не может быть у руля вместо меня, я пристёгиваю ее, не выкидываю на ходу из машины и не угрожаю тем, что сейчас выкину. По возможности, делаю наше путешествие приятным.
Потом она будет ехать на своей машине по своей дороге. Она сама будет у руля, сама будет отвечать за себя и своих пассажиров. Надеюсь, тогда мы не устроим с ней гонки на большой скорости по оживленному шоссе — кто быстрее и лучше ведёт. Надеюсь, мне хватит мозгов уступить.
И ещё я надеюсь, что скажу ей: «Прыгай ко мне — поехали кататься!» И она прыгнет.
Bloknot.live
******
Этот сюжет не обо мне.
Я воспринимаю заботу как обыденность. Есть - хорошо. Нет - значит сама справлюсь.
И лозунги "Я о тебе забочусь" и "Я о тебе переживаю" - лично я воспринимаю как наезд, или ещё хуже - как требование на возврат долгов. А я не переношу этого ощущения. Я не умею жить в долг.
Сама по себе забота в моем понимании тесно увязана с состоянием беспомощности, которого я боюсь и не хочу на себе ощущать. Я хочу чувствовать, что я всё могу. Всё могу сама. Ну, почти всё...
М я не ощущаю проблем с тем, чтобы попросить. Это, конечно, замечательно, когда кто-то опережает твою просьбу... Но... Я должна понимать - чем я буду расплачиваться.
А почему вообще кто-то о ком-то ДОЛЖЕН заботиться? Забота она не по долгу, а по желанию. По долгу это работа, обязанность, даже по отношению к близким.
Меня вообще штырит такая постановка вопроса: Я забочусь о тебе...
На самом деле Я - забочусь о нас. Когда тебе хорошо - мне тоже хорошо. Когда мне хорошо - то и тебе... И вроде как бы логично и нормально... Но нет... Как-то получается наперекосяк...
Не знаю, как должно быть правильно.
Вы здесь » Заблудившиеся в зеркалах » Мир Психологии » Со Сноба... на подумать