Заблудившиеся в зеркалах

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Заблудившиеся в зеркалах » Мир Психологии » Нарушение привязанности или маленькое чудовище


Нарушение привязанности или маленькое чудовище

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Мурашова выложила очередную "загадку". Отгадка будет через неделю. Пока можно обсудить - что бы вы сделали?

Милое чудовище

Давно у нас не было психологических загадок и попыток разобраться в какой-нибудь истории. Давайте сегодня попробуем. Впрочем, это даже не загадка, наверное, а история семьи, как всегда. Но так случилось, что она оказалась совершенно за пределами моей компетенции, поскольку саму проблему теоретическая и практическая российская психология обозначила уже после того, как я получила образование, и многое в этом обозначении осталось для меня спорным и непонятным.

Я человек непугливый, а уж на приеме пугаюсь совсем редко — слишком много всего видела за четверть века практики. Но, как всем известно, не бывает правил без исключений.

Пришли женщина с девочкой девяти лет. Девочку зовут Маша, Мария. Симпатичная, ясно улыбающаяся во все зубы, но какая-то немножко «растрепанная», как будто слегка в стиле ретро.

Девочка поздоровалась, спросила «можно игрушки играть?», получив разрешение, бегло их осмотрела (взгляд не рассеянный, а цепкий, я на это обратила внимание). Но видно, что я сама интересую ее больше. «Какие у вас волосы! Вы их не красите, как все. Это красиво. Можно вас обнять?» Я не люблю чужих прикосновений, но ради установления контакта разрешила. Маша обняла довольно аккуратно, отошла. «Вы меня тестировать будете?» — «Нет, пока не буду».

Я пока ничего не понимала. Женщина ничего не предъявляла, как будто наблюдала. За девочкой? За мной? Мы с Машей еще поговорили. Она рассказала, что учится в третьем классе, не очень хорошо, у нее много троек и двойки даже бывают. Учиться ей трудновато, и еще иногда она «не старается». Подружка у нее только одна, и еще мальчик во дворе, но ему всего семь лет. Живет она с мамой, папой и младшим братиком Сережей. Сейчас в кружки не ходит (налегает на учебу, дополнительно занимается с репетитором по основным предметам и еще английским), но раньше ходила в какой-то аналог «умелых рук» при школе — там лепили, рисовали, делали поделки для мам.

И что?

— Маша, — наконец вступила мать. — Ты помнишь, мы с тобой договаривались?..

— Да, — спокойно откликнулась девочка. — Давай!

Мать достала из сумки и протянула ей PSP. Девочка взяла и, на ходу включая прибор, отправилась в коридор.

Когда она вышла, женщина как будто выдохнула, а на лице ее появилось такое выражение...

Она еще ничего не сказала, а мне уже стало как-то не по себе. Почему-то пришло в голову, что девочка, несмотря на ее вполне здоровый и даже цветущий вид, чем-то смертельно больна и вскоре должна умереть. А может, смертельно больна сама мать (в это, надо сказать, верилось легче)?

— Для моего мужа брак со мной — второй. Маша — его дочь от первого брака, — сказала женщина, назвавшаяся Ритой.

Теперь выдохнула я. Хрестоматийная история: мачеха не ладит с падчерицей. Сейчас будем разбираться.

— Вы сейчас, как все, решите, что я бесчувственное чудовище и придираюсь к бедной сиротке, но мне почти все равно. Мне надо хоть иногда выговориться.

— Давайте не будем забегать вперед. Как давно Маша с вами?

— Три года.

— А ее родная мать?

— Умерла, причем совсем недавно, меньше года назад. Она долго болела, ее пытались лечить... Маша сначала оказалась у бабушки с материнской стороны, но она почти слепая. Бабушка позвонила мужу (он к тому моменту не виделся с бывшей женой и дочерью уже несколько лет, только платил алименты на карточку, они сразу плохо жили и окончательно разошлись, когда Маше был год) и сказала, что либо он дочь забирает, либо она отдает ее в детдом. Он, конечно, посоветовался со мной...

— А вы?

— Мне сразу стало ее безумно жалко. Мать ее... муж мне явно не все сказал, но я так поняла, что она под конец была совершенно асоциальна: алкоголь, наркотики, мужчины... И там же — маленький ребенок. У Маши несколько шрамов, она не рассказывает откуда. И еще... самое может быть страшное... мне сказал врач, когда мы оформляли документы... — Рита замялась.

— Что? — не выдержала я.

— Она была не девственна.

— Шестилетний ребенок?! — ужаснулась я.

Женщина кивнула.

— Мы с мужем согласно решили: конечно, надо ее брать, какой детдом, ребенок и так настрадался. Нашему Сереженьке тогда было полтора годика, я все равно сидела дома, мы подумали: очень удачно, она пойдет в первый класс, я смогу всему ее учить, все контролировать, нормальная семья, побольше любви, ласки и заботы, и она оттает, станет обычным ребенком.

— Насколько я понимаю, ничего из этого не сбылось?

— Сначала я увидела ее вот так же, как вы сейчас. Она была слегка диковата и одновременно прилипчива, но в целом — обычный ребенок. Очень, кстати, самостоятельный: одевалась, раздевалась, рвалась сходить в магазин, могла сама приготовить себе и даже мужу завтрак из того, что было в холодильнике. Категорически не любила причесываться (мы ее сразу коротко подстригли), и гигиена... с этим были серьезные проблемы, но сейчас мы их почти решили, она даже полюбила в ванной сидеть, правда, если ее не понукать, мыться там все равно не будет.

— С чем же возникли трудности?

Женщина сжала кулаки так, что побелели костяшки пальцев.

— Я боюсь, что она что-то сделает с Сережей, а я тогда убью ее! — не поднимая глаз, выпалила Рита. — И никто мне не верит!

— Я вам верю. Вы боитесь. Но на каком основании?

— Она снаружи ведет себя как почти обычная. Я разговаривала с учительницей: дети Машу недолюбливают: она плохо учится, бывает навязчивой, не чувствует дистанции, несколько раз ее ловили на мелком воровстве. Но у нее действительно в классе есть подружка — глупая неопрятная девочка, то ли киргизка, то ли туркменка. И в целом она в школе тихая и ничем не выделяется. И в кружке так было. И в поликлинике, и в магазине. Но вот уже репетитор, который приходил к нам домой... Сейчас у нас уже третий, они не выдерживают, просто пугаются...

— Что же у вас там происходит-то?

— Истерики на любой запрет. Она воет, швыряет вещи, сама кидается на стены, может разбить себе что-то до крови. Может кинуть что-то в нас. А ведь сейчас школа, надо уроки хоть как-то делать, нельзя без этого. А ей трудно дается, да и не хочется, конечно. Каждый день как на каторге, в выходные только немного отпускает. Ее невозможно приласкать, вообще дотронуться, когда она этого не хочет. Но иногда она сама «виснет», особенно на отце, и тогда от нее практически невозможно избавиться — когда была поменьше, она просто цеплялась за его ноги и волочилась за ним. При этом какой-то извращенный, грязный интерес к человеческой сексуальности. Кукол у нее нет, она их давно порезала на куски. И сейчас иногда потрошит Сережины мягкие игрушки. Старается выбирать его любимые. Один психолог посоветовал мне завести какого-нибудь зверька, чтобы она о нем заботилась. Маша пришла от идеи в восторг, мы купили крысу. Пишут, что маленькие дети быстро забывают, но она о ней действительно заботилась, убирала клетку прямо фанатично, еду, воду, все дела, выпускала ее гулять. А потом однажды крыса просто исчезла. Мы все обыскали. Сережа плакал, а Маша была совершенно спокойна, даже улыбалась, когда папа в поисках застрял под диваном. Я не люблю крыс, но даже сейчас почему-то боюсь думать о судьбе той зверюшки.

Она оскорбляет и угрожает (никогда при отце). Она разбила три моих телефона и потеряла (или иным образом утратила) три своих. Она постоянно и бессмысленно врет. Она ворует вещи, еду и деньги и складывает их в укромных уголках, как животное. Я говорю: я сама дам тебе, попроси, скажи, что тебе нужно. Она меня то ли не слышит, то ли не понимает. Я вообще ее объект. Она стала называть меня мамой на пятый день после того, как у нас появилась. Мне тогда это очень польстило. Теперь мне кажется, что она мне за что-то злобно и изощренно мстит. Однажды я застала ее с приставленным к Сережиному горлу кухонным ножом. Сын при этом выглядел спокойным и даже заинтересованным. У меня почти остановилось сердце. Я швырнула ее об стену, заорала, а она улыбнулась и сказала: а что такого? Мы же играем!

Еще она иногда писает в кровать. Причем не ночью, а утром, когда уже проснулась. Мы ее обследовали — с медицинской точки зрения все в порядке. Я спрашиваю: почему ты не идешь в туалет?! Она отвечает: а мне не хочется из постели вылезать, там снаружи холодно. Муж говорит, что я к ней придираюсь, потому что она мне не родная. Но он экспедитор, часто в командировках. А я-то дома. Наши с мужем отношения из-за нее постепенно портятся. Его родители тоже сначала обвиняли меня: у меня не хватает на бедную девочку терпения, любви, желания ее понять. А потом они взяли внучку на две недели на отдых. Вернули ее молча, ничего никогда про этот отдых не рассказывали и теперь общаются с ней только в присутствии сына. Подозреваю, что огребли они там по полной программе.

— А вы неврологу-то ее показывали? С ее истериками...

— Ну разумеется! И не одному. Ей прописывали массаж, таблетки, электрофорез. Ничего не менялось. И когда я жаловалась, врач обычно смотрел с подозрением: ну нет таких болезней, чтобы вот тут (в школе, в кружке, в поликлинике) ребенок как ребенок, и все запреты соблюдает, и все правила, а вдруг бац — и крышу снесло, что-то у вас там... Я же мачеха! Может, я ее тайком за волосы таскаю и на колени на горох ставлю!

— Не таскаете? — серьезно спросила я.

— Не таскаю, — ответила Рита. — За редчайшим исключением. Одно я вам уже описала. Хотя хочется почти постоянно, признаюсь честно.

— А хорошие моменты бывают?

— Бывают! В том-то и дело! Иногда и поиграет хорошо с Сереженькой, и пятерку принесет, и мне говорит: ты иди, мамочка, полежи, мы тут с братиком приберемся, я сама посуду помою (и приберутся, и помоет). И тут же, буквально через полчаса... Иногда — простите, я понимаю, что это бред, ей девять лет, но уж честно так честно — иногда мне кажется, что она и это делает специально, чтобы я размякла, начала надеяться, и тогда уж потом — ударить побольнее... Я полезла, конечно, в интернет. И там почти сразу нашла 20 пунктов, из них Маше подходили 16. Называется нарушение привязанности. Американцы еще в 1980-х годах установили, а у нас совсем недавно.

— А где же они раньше были?

— Кто? Когда?

— Люди с нарушением привязанности, до 80-х?

— Не знаю. Но мне сразу чуть-чуть полегче стало: все-таки получается, что это не я сволочь, а она — больная. Но ведь моего главного-то страха — за Сережу, за нашу семью вообще — это не отменяет! Часто мне хочется просто схватить Сережу в охапку и бежать куда глаза глядят, пока не поздно. Стыдно признаться, но, кажется, я не убегаю только потому, что бежать мне в сущности некуда: я родом из Вышнего Волочка, моя мама умерла, а папа женился и живет в нашей квартире с молодой женой, и она еще ребенка хочет. Куда мы там с Сережей? Хотя папа единственный на свете, кто мне верит, и говорит: станет невмоготу — хватай сына и приезжай. В интернете мне пишут, что нужно терпение и ласка, и чтобы у нее ко мне постепенно доверие возникло, и дают ссылки на всякие статьи. Учительница в последнее время как-то странно на меня смотрит: я подозреваю, что Маша ей что-то такое про меня наговорила, и она теперь думает, не донести ли в социальные службы. А я себя поймала на мысли: ну, пусть бы уже донесла скорее! Они бы тогда пришли и Машу у нас забрали куда-нибудь! Муж, конечно, скорее всего, тогда от меня уйдет, ну и пускай уже — хоть какое-то решение, а не ужас без конца! Представляете, до чего я дошла! Что же мне делать?!

Я видела, что Рита мне не врет — она видит и понимает ситуацию именно так, как рассказывает. Но что же там у них происходит на самом деле?

— Могу я поговорить с отцом Маши?

— Да, конечно.

* * *

Мужик типа «буратино».

— Да Рита просто устает, сидит дома все время с детьми да на этих дурацких форумах. Напридумывала себе невесть что. Какая Машка больная! Обычная девочка, привязчивая очень, ласковая. Бывает истерит, конечно, да ведь это у всех детей так? Ума небольшого, да зачем женщине ум? Только мешает...

* * *

Я взяла тайм-аут. Стала читать про нарушение привязанности. Чем больше читала, тем меньше понимала. Теоретическая картинка не складывалась упорно, ускользала самая суть. Созревание лимбической системы, классификация нарушений привязанности... Опыта работы с такими случаями у меня нет. Что делать? Признаться Рите, отослать ее к тем, кто понимает (или хоть думает, что понимает, — это дает уверенность), как это устроено, работал с таким детьми?

Я попробовала — это казалось самым честным. Рита разрыдалась и опять стала говорить, что ей никто не верит и даже пожилой психиатр вместо ожидавшихся таблеток сказал: а вы не пробовали просто ее полюбить? В христианском смысле?

«Урыла бы такого психиатра!» — подумала я и опять заколебалась: а вдруг там вообще нет никакого нарушения формирования лимбической системы (или что оно там) и я просто чего-то еще не понимаю, и все можно исправить? И я отказываюсь помочь явно нуждающимся в помощи людям?

* * *

Уважаемые читатели и члены клуба! Как вам кажется, что происходит в семье Риты? Что происходит с Машей? И что можно и нужно сделать, чтобы ситуацию улучшить? Скажу сразу: никакой ключевой информации я от вас не утаила, никаких «скелетов в шкафу» тут нет.

Моя собственная компетенция в таких случаях действительно близка к вашей. Но кто поручится, что мне не придется столкнуться с таким еще и еще раз? Собираем мнения.

В следующий понедельник — продолжение и окончание истории.

0

2

Глубокая лимбическая система

ФУНКЦИИ ГЛУБОКОЙ ЛИМБИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ:

определяют наше эмоциональное состояние;
пропускают происходящее через эмоциональный фильтр (создает эмоциональную окрашенность);
определяют, какие со/бытия являются внутренне значимыми;
хранят эмоциональную память о ярких событиях;
регулируют мотивацию;
контролируют аппетит и циклы сна и бодрствования;
управляют формированием привязанностей;
напрямую управляют обонянием;
регулируют либидо.

Глубокая лимбическая система расположена у самого центра головного мозга. Размером с грецкий орех, эта система наделена огромным количеством функций, каждая из которых имеет решающее значение для поведения и выживания человека. С эволюционной точки зрения, это одна из наиболее «старых» областей мозга млекопитающих.

Глубокая лимбическая система

Глубокая лимбическая система дает млекопитающим возможность переживать и выражать эмоции, освободив их от стереоскопического поведения и действий, которые производятся по команде, поступающей от ствола мозга, как это происходит у рептилий, имеющих более древнее происхождение. Дальнейшая эволюция коры мозга у высших животных, и особенно у человека, наделила нас способностью решать задачи, планировать.. и рациональному мышлению. Однако для реализации этих функций необходимы страстность, эмоции и стремление к действию. Глубокая лимбическая система добавляет нам, если хотите, некоей эмоциональной «остроты» — как в положительном, так и в отрицательном смыслах.

Эта часть мозга отвечает за эмоциональную настройку организма. Когда активность глубокой лимбической системы понижена, мы пребываем, как правило, в позитивном, более оптимистичном расположении духа. Если же эта область «перегрета» или гиперактивна, эмоциональное состояние человека ухудшается. Поначалу это открытие удивило и меня, и моих коллег в нашей клинике. Мы подумали, что повышенная активность в той части мозга, которая отвечает за эмоции, может соответствовать усилению чувств по всей длине спектра, а не только негативных. Тем не менее вновь и вновь мы убеждались в том, что, когда на снимках SPECT эта область оказывалась гиперактивной, это было связано именно с депрессией и отрицательными эмоциями у нашего пациента. Похоже, что воспаление в глубокой лимбической системе приводит к появлению болезненной эмоциональности. Это подтверждается и новыми результатами изучения депрессии в других лабораториях во всем мире.

Эмоциональная окрашенность, которую задает вам ваша глубокая лимбическая система, является своего рода фильтром, сквозь который вы воспринимаете все происходящие события. Эти события обретают эмоциональную окрашенность в зависимости от вашего эмоционального состояния. Когда вам грустно (повышенная активность глубокой лимбической системы), то даже нейтральные события вы склонны воспринимать сквозь негативный фильтр. Например, если вы ведете нейтральный или позитивный разговор с человеком, у которого на тот момент глубокая лимбическая система гиперактивна или «настроена негативно», ваш собеседник будет истолковывать все сказанное в негативном ключе. Когда же эта область мозга функционирует у него нормально, или замедленно, человек будет интерпретировать сказанное в нейтральном или позитивном ключе. Эмоциональная оценка события имеет решающее значение для выживания. Именно эмоциональная оценка, которую мы присваиваем событиям, побуждает нас к действию (например, к тому, чтобы сблизиться с желанным партнером), или вызывает у нас реакцию отторжения (стараемся держаться подальше от того, кто в прошлом причинял нам боль).

0

3

http://mdr7.ru/topic520.html

Эти дети отказываются быть любимыми

Сильвия Галипо

День и ночь вы слышите жуткие крики соседских детей. Покрытых синяками, вы видите их иногда зимой, бросающимися в снег полуголыми. Вы думаете, что их бьют? Нет, этих детей невозможно любить. Дети, отвергающие буквально и на корню всякое проявление любви к ним. Портрет неведанного зла: нарушение привязанности.

Как нарушить молчание

Попробовать - не значит совершить ошибку. Диана хотела только хорошего своим детям. Настолько, что она поехала за ними на другой конец света. Но сразу же после усыновления начался ад.

Они были ещё совсем маленькими, но уже чудовищами. Ещё до посадки в самолёт на Канаду, до прибытия домой чудесная мечта о новой семье улетучилась. Угасла навсегда. «Они начали справлять свои естественные нужды повюду и постоянно орать, ими руководило желание всё уничтожать с удивительным размахом, учитывая обстоятельства» рассказывает молодая мама. « Вдвоем нам, взрослым, не удалось с ними справиться».

В самолёте ад продолжался. «Они бились в истерике». Невозможно было их обнять, попытаться успокоить, объяснить, что всё уладится. «Мы не внушали им доверия. Почему они должны были нам доверять? Сколько взрослых было в их жизни до нас?»

Неизвестные причины

Причин Диана не узнает никогда. «Об их прошлом нам рассказывали всякое. Но мы так и не знаем правды». Их мать была лишена родительских прав по неизвестным причинам в первые месяцы их жизни, потом вроде бы их навещала регулярно бабушка. Но как знать? Откуда знать, что им пришлось пережить, что бы оказаться в таком ужасном состоянии?

«Всё это продолжалось два с половиной года. Мы не спали», рассказывает мать. Можно ей верить, ловя пристальный взгляд: «Оба орали 24 часа в сутки».

Педиатры, психологи, детские психиатры, родители блуждали в потёмках в течение многих месяцев, пытаясь найти причину мучений детей . Невозможно диагностицировать. Невозможно определить. «Для меня это было очень тяжело. Никто не мог нам предложить конкретного решения».

Некоторые виды лечения обостряли ситуацию дома. Тогда Диана отказывалась их продолжать, подвергаясь упрёкам в нежелании содействия. «Врач написал, что это я во всём виновата», возмущается она.

Окружающие сердятся.

Кроме всего, их соседи начали тоже задаваться вопросами. Даже родители упрекали их в излишней строгости и неумении справиться с детьми. Почему эти двое детей так орали? Откуда все эти синяки? Как можно было им объяснить, что они сами себя калечили, бились головой об стену, не давая до себя дотронуться родителям, которые пытались хотя бы их приласкать. Чужому человеку невозможно было в это поверить, глядя на ангельские улыбки, которые внезапно возникали на этих детских лицах при виде незнакомых людей.

Дальше были долгие вечера в инете. После получения десятков и десятков американских книг Диана наконец-то находит ответы на некоторые вопросы. Она узнаёт себя в описаниях других людей. С облегчением узнает, что не одинока в своих проблемах, с другими родителями тоже происходит подобное. Что у других родителей тоже есть дети, страдающие тем, что некоторые эксперты окрестили «нарушением привязанности».

Первые месяцы жизни – решающие

Не только приемные дети страдают от этого тайнственного недуга. Все дети, которые по тем или иным причинам пережили травматизм в первые месяцы жизни, могут представлять этот риск: недоношенные дети, которые были в кювезе многие месяцы без мамы; малыши, чьи мамы были госпитализированы и никто другой их не заменил; дети, с которыми плохо обращались; брошенные дети и т.д.

«Два, три первых года жизни ребёнка являются решающими для формирования привязанности», говорит педиатр Глория Желью, одна из основателей клиники привязанности больницы Сент Жюстин. Специальная клиника для маленьких детей до 5 лет, представляющих риск нарушения привязанности. Здесь они попадают в стабильную, размерянную жизнь в окружении опекающих или усыновляющих семей.
«Взаимоотношения ребёнка с матерью в первые годы способствуют созданию привязанности и гармоничному развитию лимбической системы мозга, которая руководит контролем эмоций», добавляет педиатр. Под понятием «мать» подразумевается всякий близкий, постоянно ухаживающий за ребёнком, человек: отец, медсестра, тётя, бабушка или няня.
Но в случае разрыва взаимоотношений или нерегулярных отношений, если мать часто находится под действием алкоголя или наркотиков, в депрессии, отсутствует, то может возникнуть нарушение привязанности из –за нерегулярного развития лимбической системы.»

Это результат травматизма, связанного с различным прерыванием необходимого ребенку общения», продолжает Диана Кевилон, психолог, работающий с приёмными детьми, имеющими различные проблемы от адаптации до привязанности. Дети с тяжелым нарушением привязанности, «не получившие с самого начала нормальной уверенности, которая присутствует в нормальных условиях», говорит она.

Самые банальные взаимоотношения служат базой «формирования привязанности», уточняет Айша Нора-Дембри, психолог, специалист в отношениях матери и ребёнка. Ласки, поцелуи, купания в одно и тоже время каждый вечер, все повседневные обычные жесты, «именно они способствуют формированию основы привязанности».

Эта основа, определяющая, говорит она, «это каркас того, что будет характеризовать рациональный смысл индивидуума». Одним словом, без привязанности все отношения в будущем могут стать проблемными.

Разная степень

Но осторожно, напоминает Диана Кевийон, трудности привязанности бывают разной степени. В случае Дианы - редкой тяжести. В менее тяжелых случаях дети будут трудно приспосабливаться в школе, будут замыкаться в себе и оставаться без друзей. В более тяжёлых случаях «детям лучше оставаться без семьи», считает психолог.

«Это дети, которые испытали столько разрывов, потери доверия, страданий, что они не расслабляются. Постоянное напряжение. Они живут в постоянной ситуации выживания. Мир для них - это нечто, с чем нужно держать дистанцию».

И именно в этих случаях болезнь становится значительной. «Вся наша жизнь, так или иначе, строится на привязанности к людям. Мы, взрослые, не можем понять, что некоторые дети, не смотря на то, что мы им желаем только самого хорошего, не способны это хорошее принять. Эти дети отвергают любовь, потому что она для них опасна, объясняет специалист. Ребёнок, не принимающий любви к себе, превосходит наше понимание. Мы ищем виновных».

И в данном случае первыми виновными становятся родители. «Дети имеют тенденцию заставить родителей почуствовать, что они плохие. Им приходится нас видеть крайне расстроенными. В крайних случаях это разрушает семьи».

Что делать?

В легких и средней тяжести случаях, когда у детей либо привязанность «боязливо-избегающая» (дети избегают родителей), или тревожно-оппозиционная (дети, бесконечно испытывающие родителей в отношениях любовь-ненависть), сложности преодолимы. С помощью терапии можно установить более стабильную привязанность, отмечают опрошенные эксперты.

В самых тяжёлых случаях, у детей с тяжёлыми нарушениями, или с беспорядочной привязанностью, они настолько опасаются родительской любви, что кажется практически невозможным это преодолеть. «В некоторых случаях принять этих детей такими, как они есть, несмотря ни на что, оказывается слишком сложно для среднестатистического человека», продолжает Диана Кевийон. Эти детям лучше тогда в ДД, там, где «рациональное ограничивается минимумом», считает психолог.

Что касается Дианы, то она похоронила свою мечту о материнстве. «Я – их терапевт», утверждает она. Мать? «Нет, они не подпускают меня к себе».

0

4

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ
1. НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ

Процесс формирования привязанности в контексте усыновления (его называют ещё формированием связей) это "приживление приемности" между приёмным ребёнком и его родителями.
Можно сказать, что привязанность стоит в центре концепции усыновления и является одной из самых трудных задач.
Верен принцип, что "любовью можно достигнуть многого, но не всё" и что нужно больше ориентироваться на отношения, базирующиеся в основном на доверии.
Несколько базовых идей должны помочь усыновителям углубить их знания и особенно понимание своих детей в рамках понятия привязанности.

2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ "БАГАЖ" РЕБЁНКА

Чтобы говорить об этом багаже, нужно знать, что маленький человек нуждается прежде всего в психологической порядке, контакте и питании. Прежде всего есть естественная чувствительная потребность близости и привязанности, которая жизненно необходима ребёнку.
Таким образом, с первыми жестами ухода за ребёнком телесный, возникают сенсорный и эмоциональный контакты, дающие начало формированию системы привязанности каждого новорождённого.
Как будто грудной ребёнок чувствует эмоциональную окраску материнского ухода за ним, т.е. как его берут на ручки, укачивают, кормят, переодевают. Как к нему обращаются, как с ним говорят. Всё это и ложится в основу формирования привязанности.
Если ухаживающий за ним человек находится в состоянии стресса или безразличен, ребёнок не получает достаточного требующегося ему тепла. И это вызывает у него стресс и тревожность.
Таким образом, эмоциональная уверенность ребенка является не врождённой, а приобретённой.
Она служит основой связей между матерью и ребёнком, в памяти которого готовность к появлению привязанности закладывается с рождения.

В зависимости от полученного опыта отношений, модель которого отложится в эмоциональной памяти ребёнка, у ребенка разовьется один из следующих типов привязанности: надежный, ненадёжный, двойственный или даже тревожный.
Если сформировалась надежная привязанность, то ребёнок будет расти и познавать мир и людей с доверием. Если же наоборот сложившая привязанность ненадёжна или тревожна, то ребёнку будет сложно проявлять доверие.

Привязанность приемного ребенка
Нельзя забывать, что приёмный ребёнок в большинстве случаев - брошенный ребёнок.
Это ребёнок, который пережил разрыв первичной связи с матерью, а также иногда и другие эмоциональные разрывы.
Таким образом, пережитое ребенком до усыновления на уровне удовлетворения его потребностей превращает его в ребёнка, попадающего в приёмную семью. И у каждого ребёнка своя история.

Травма, разрыв и привязанность
Чем дольше ребёнок живёт в учреждении, тем больше он последовательно накапливает опыт эмоцмональных разрывов, тем тяжелее для него доверять приёмным родителям.
Ребёнку нужно время, чтобы поверить, что его не бросят.
Если ребенок не пережил достаточно потрясений и смог привязаться, например, к воспитательнице, то значит он смог "записать", если можно так сказать, в своей эмоциональной памяти "программу" привязанности. Модель этой привязанности ему проще воспроизвести в дальнейшем. Такой ребенок легче доверяется приемным родителям.
Для будущих родителей в идеале нужно попытаться узнать как можно больше о прошлом ребёнка, чтобы лучше суметь удовлетворить его эмоциональные потребности.

Этапы психо-эмоционального развития ребенка
По мере роста ребёнок проходит через различные этапы развития, немаловажную роль в формировании привязанности играет возраст, в котором ребенок был усыновлен.
На скорую руку и схематически это можно описать так:

До 7-8 месяцев ребёнок относительно легко привязывается к тому, кто за ним ухаживает и кто хорошо к нему относится.

Начиная с 8 месяцев и до 3 лет, даже если ребёнок был подготовлен к семье в ДР, он не понимает в действительности, что с ним происходит, зачастую он ещё не говорит, а если говорит, то приёмные родители иногда не говорят на его языке. Он не понимает смысл понятия усыновления, не понимает происходящих с ним перемен. Он теряется. Это очень деликатный период для закладки привязанности.

Так называемые "большие" дети: некоторые из них готовы к тому, чтобы их окружили любовью, другие - нет.
Бывает, что дети не готовы к усыновлению в психическом плане: они не принимают родителей и отказываются идти к ним. Это связанно с их прошлым, повлиявшим на их способность доверять взрослым.

3. ОЖИДАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Привязанность касается в равной степени родителей и ребёнка.
Ребёнок, прибывший в семью "по-настоящему", реактивирует позицию каждого, во всём, что касается расставания, потери привязанности.
Появление ребёнка оживляет воспоминания детства родителей, так называемый эффект "эха". Дети обладают способностью раскапывать следы прошлого родителей. Поэтому очень важна ясность, касающаяся прошлого родителей. В зависимости от пережитого в детстве, у каждого своё понимание понятий "семья", "отец", "мать", "ребёнок", отведенной каждому из них роли.

4. ТРУДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ

Привязанность между родителями и ребёнком не возникает как в сказке тотчас же. Нужно время привыкнуть друг к другу, иногда на это потребуются даже годы.
Иногда поведение ребёнка удивляет:
Ребёнок "липучка": Ребёнок очень пугливый, не отпускающий родителей ни на минуту. Ему требуется постоянное внимание. Чтобы успокоиться он приклеивается к матери или отцу и ни в какую не отпускает даже на 5 мин.

Ребёнок "тефлон": Тянется ко всем подряд, не смотрит в глаза, отворачивается. Он не хочет привязываться ни к кому, поскольку находится в состояние готовности расстаться. Он боится привязаться, чтобы избежать возможных страданий.

"Злой" ребёнок: Выражает свои страхи состоянием обозлённости, побегом. Гнев распространяется на всех, особенно на приёмную мать, которая заменяет для него бросившую его био-мать.

5. ЧТО ПОСОВЕТОВАТЬ ПРИЁМНЫМ РОДИТЕЛЯМ?

Показать ребёнку свою надёжность, готовность и симпатию. Чаще ставить себя на место ребёнка. Нужно понимать, что часто встреча с приемными родителями становится для ребёнка шоком, к которому он не совсем подготовлен, в противоположность родителям, которые задолго до встречи думают только об этом.
Ребёнок иногда как бы испытывает родителей своими проблематичным поведением (противостоянием, игнорированием и т.д.) Он ведет себя, как если бы ему пришлось ступить на мостик, в прочности которого он не уверен. Будут ли они любить его "не смотря ни на что"?

Понятие времени - самое важное в формировании связи между родителями и ребёнком для приобретения чувства надежности, в котором ребёнок очень нуждается. Для привыкания нужно время, а на утверждения возникшего доверия уходит 6-12 месяцев.

Не расширяйте круг людей для привязанности, не оставляете сразу ребёнка с няней, в садике или яслях, в школе, поскольку он может расценить это как новый разрыв в его жизни.

Не возвращайтесь сразу на работу, возьмите отпуск одно временно или поочерёдно, если речь идёт о супругах.

Дайте ребёнку возможность привыкнуть к новым местам, образу жизни, запахам, цветам, окружающим людям.
Не демонстрируйте ребёнка как предмет родственникам или окружению.

Примите его регрессивное поведение и трудности (сон с вами, нежелание отпускать вас, не упускать из виду....) Не уезжайте без ребенка на выходные или в отпуск вскоре после того, как он появился в семье.

Важно также для родителей:
Не огорчаться, если сразу "не ёкнуло" в отношении ребёнка, его кожи, запаха, тела...) Запастись временем для познания этой чуждости, которая появляется вместе с ним, не винить себя в возможном возникновении так называемого состояния "baby blue" (может быть вполне обоснованно)
"Работать" с ребёнком, научить его чувствовать и вселить в него уверенность: научить выражать свои эмоции, давая ему возможность дифференцировать то, что он сам ощущает.

6. СЕРЬЁЗНЫЕ И ДЛИТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ

С подобной диагностикой спешить нельзя никогда.

В действительности слишком опасно определить как нарушение привязанности почти нормальное противоречивое поведение ребёнка, или, наоборот, пройти мимо тяжёлой, но определяемой патологии. Детей, "не допускающих" приёмности, очень мало. Очень немногие из них неспособны или совершенно отказываются привязываться, даже если они доводят родителей до состояния бессилия и подвергают жестокому испытанию их терпение.
В отдельных тяжёлых случаях бывает, что, не смотря на все усилия родителей, некоторые дети не в состоянии доверять им, без чего невозможно формирование привязанности. Некоторые дети в ДД, ДР были совершенно лишены любви, что привело к тому, что они патологически избегают всякой любви. Они считают взрослых ненадёжными и опасными. Общество и в целом окружающий мир для них - опасность. Они думают, что их попадание в семью временно и демонстрируют свой страх и нарушения восприятия различными способами, такими как кусание, воровство, ложь, побег... у младших это может быть нарушение сна, проблемы с едой. Энурез, различные проявления психо-соматических проблем. Для приёмных родителей в таких случаях очень важно не винить себя, а проконсультироваться со специалистами в области здоровья приёмных детей.

0

5

"Если вы воспитываете ребенка с психологической травмой развития (известной как РРП - реактивное расстройство привязанности), вы непременно столкнетесь с непониманием со стороны окружающих. Ваши друзья могут считать вас чересчур строгими. Ваши родители могут говорить, что у вас “обычный ребенок”, а вы воспитываете его неправильно. Детский психолог посоветует вам подучиться на занятиях для родителей.
Что же касается вас самих, то все что вам останется - это всплеснуть руками и воскликнуть “никто просто не понимает!”
И вы будете правы – большинство людей не понимает вашей проблемы. Дети с травмой развития (РРП) - не такие как все дети. У них другие потребности, отличающиеся от потребностей их сверстников, которых с рождения растили в психологически благополучной обстановке. А следовательно, им нужен другой тип родительского воспитания.

Что же именно “не работает” в воспитании детей с травматическим опытом?
Методики изменения поведения ребенка (модификация поведения), например составление списка обязанностей и награды за хорошее поведение. Даже когда дети с травмой развития (РРП) приспосабливаются к такой модификации, изменение это кратковременное и позитивное поведение не закрепляется.

Почему же не срабатывают попытки изменить поведение?
Дети, с которыми жестоко обращались в детстве и интересами которых пренебрегали, не доверяют взрослым. С раннего детства они научились рассчитывать на самих себя и контролировать свои социальные контакты. Они видят опасность в том, чтобы передать этот контроль взрослым. Это и есть часть их травмы. Следовательно, для таких детей намного более важно самим контролировать ситуацию нежели получать награды и другие виды поощрения за свое поведение.
“Обычные” семейные традиции ( например, семейный отдых или праздники с подарками.)
Многие приемные семьи изо всех сил стараются создать ребенку праздник, т.е. наверстать упущенное в их тяжелом раннем детстве. Однако, дети с травмой развития (РРП) часто саботируют подарки и праздничную атмосферу в доме.

Почему же семейные праздники всегда заканчиваются неудачно?
Дети с РРП пропустили в своем развитии те вехи, которые позволяют психическому развитию успевать за физическим. У них отсутствует психологическая зрелость, позволяющая воспринимать событие не только внутри себя, но и вне себя, с точки зрения окружающих. Так же как двухлетние дети, такой ребенок сконцентрирован только на том, что он хочет и что он может получить сию минуту. Поэтому такие дети (уже вполне взрослые физически) часто закатывают истерику, как двухлетние малыши, несмотря на свой физический возраст. К тому же, дети с травмой развития часто намеренно нарушают планы семьи для того, чтобы эмоционально дистанциировать себя от взрослых, особенно от матери.

Только любовь.
Многие считают, что обстановка в психологически здоровой семье, где ребенка очень любят, сама собой позволит таким детям вылечиться от их психологической травмы. Безусловно, любовь - важный компонент преодоления психологической травмы, но далеко не достаточный. Многие родители чувствуют свое бессилие в ситуации когда, несмотря на всю их любовь, в детях ничего не меняется к лучшему.
Почему же недостаточно родительской любви и здоровой семейной обстановки?
Дело в том, что мозг детей, с которыми жестоко обращались и чьими нуждами пренебрегали в раннем детстве, развивается не так, как у других детей. И чтобы преодолеть эту травму одной любви недостаточно. Детям с РРП нужна профессиональная помощь.

Родительские нежности.
Многие родители ласкают детей, чтобы успокоить их волнение или страхи. Однако дети с травмой развития (РРП) не воспринимают ласку любящих их взрослых. Они могут уходить в себя и отталкивать проявления любви и нежности. Приемные родители часто недоумевают, почему их дети ищут расположения посторонних людей, но не их, родителей. А некоторые из детей вообще не хотят ни с кем контактировать.

В чем же проблема с родительской лаской?
У детей с травмой развития снижена способность благополучно привязываться к другим. В психологически здоровых семьях родители формируют и развивают эмоциональную близость с ребенком на критических стадиях его развития. Напротив, дети, которыми пренебрегали или дети, испытавшие жестокость, пропустили жизненно важный опыт эмоциональной близости. Из-за отсутствия этого опыта у них не сформировались чувства защищенности и доверия, которые формируются у детей, эмоционально привязанных к родителям. Поэтому дети с РРП так тяжело формируют эти связи с приемными родителями. Всеми силами они стараются эмоционально обособиться. Даже их физические потребности в ласке часто реализуются через объятия посторонних им людей или в социально неблагополучных сексуальных контактах.

Так как же воспитывать детей, имеющим травматический опыт?
Дети с травматическим опытом не чувствуют себя в безопасности и не верят, что родители могут их защитить. Помимо этого, они хотят любой ценой контролировать ситуацию и противятся опеке родителей. Терапевтическое родительское воспитание предусматривает особый подход к воспитанию детей с травматическим опытом. Этот терапевтический подход нацелен на то, чтобы развить чувство защищенности у таких детей, развить их потенциал, и помочь им стать полноценными взрослыми.

Такой подход включает:
Постоянный контроль, жесткую дисциплину, четкие границы в системе разрешений и запретов, установленной воспитателями. В нашей группе (букв. Институте) Развития Привязанности у Ребенка, родителям предлагается стратегия воспитания, которую мы назвали Любовь и Логика. Родители определяют степень свободы (естественно, безопасную для детей), и дети с РРП учатся на осознании естественных последствий своих поступков. Негативные последствия поступков – это обучающий опыт, и родители не должны ограждать от него детей. И все же, учителя, родственники и другие взрослые часто воспринимают таких родителей как чересчур строгих или равнодушных к нуждам ребенка. В действительности, именно такой тип терапии и именно такая стратегия родительского воспитания предоставляет детям реальную возможность развить свою самодостаточность, самооценку, чувство собственного достоинства, и чувство защищенности.

Профессиональная помощь.
Семьи нуждаются в профессиональной помощи, включая квалифицированных терапевтов, занимающихся РРП, а также психиатров, которые разъясняют родителям аффективные расстройства (расстройства настроения ) и т.п.

Временный отдых для родителей.
Родителям детей с РРП важно время от времени давать передышку, предоставляя им в помощь квалифицированный персонал. Тогда родители могут переключиться на свои собственные нужды и отдохнуть от детей. Этот отдых поможет им лучше справляться со своими родительскими обязанностями в остальное время.

Сильная поддержка.
Родителям детей с травмой развития нужно чтобы их семьи, друзья, соседи – словом все их окружение, получили знания о травме психологического развития. Воспитание детей с такой травмой – очень сложный процесс для родителей и очень непонятный процесс для несведующих посторонних. Поэтому родители таких детей часто сталкиваются с осуждением и остракизмом именно тогда, когда им больше всего нужны понимание и поддержка.

Обязанности адекватные возрасту.
Дети с травмой развития могут и должны вносить вклад в бытовые заботы семьи. Исполнение этих обязанностей – это возможность научиться ответственности, испытывать гордость за хорошо выполненное дело, осознать свою принадлежность к семье, и почувствовать ее защиту.

Воспитание детей с травмой психологического развития – очень трудное дело. Если вы делаете его правильно, вы вряд ли получаете много поддержки и почти наверняка получаете много резких замечаний. Продолжайте обращаться за помощью к тем, кто понимает вашу проблему и разъяснять ее тем, кто пока еще не имеет о ней представления".

0

6

Лечение реактивного расстройства привязанности: рекомендации о том, как помочь ребенку почувствовать себя в безопасности

Безопасность является основной проблемой для детей с реактивным расстройством привязанности и другими проблемами привязанности. Они отчуждены и недоверчивы, потому что не чувствуют себя в безопасности в этом мире. Они продолжают сохранять бдительность, чтобы защитить себя, но это же мешает им и принимать любовь и поддержку. Поэтому, прежде всего, важно создать у ребенка чувство безопасности. Вы добьетесь этого путем установления четких ожиданий, правил поведения и последовательных реакций. Таким образом, ваш ребенок будет знать, чего ожидать, когда он ведет себя определенным образом.

Установите ограничения и границы. Последовательные любящие границы делают мир более предсказуемым и менее страшным для детей с проблемами привязанности, такими как реактивное расстройство привязанности. Очень важно, чтобы они понимали, какого поведения от них ожидают, что является и приемлемым, а что нет, и каковы будут последствия, если они пренебрегут правилами. Это также научит их, что в их руках больше контроля над тем, что с ними происходит, чем они думают.

Отвечайте, но при этом оставайтесь спокойными, когда ребенок расстроен или поступает неправильно. Помните, что «плохое» поведение означает, что ваш ребенок не знает, как обращаться со своими чувствами и что он нуждается в вашей помощи. Оставаясь спокойным, вы показываете ребенку, что чувствами можно управлять. Если он целенаправленно ведет себя вызывающе, идите до конца со всеми заранее установленными последствиям в прохладной прозаичной манере. Но никогда не воспитывайте ребенка с расстройством привязанности, когда вы находитесь в эмоционально нестабильном состоянии. Это заставит ребенка чувствовать себя небезопасно и может даже усилить плохое поведение, так как ему станет ясно, на какие кнопки можно давить.

Будьте готовы немедленно воссоединиться и быть доступным после конфликта. Конфликт вызывает особенно сильную тревогу у детей с небезопасной привязанностью или расстройством привязанности. После конфликта, в котором вы дисциплинировали своего ребенка, будьте готовы к восстановлению контакта, как только ребенок будет готов. Это усилит вашу последовательность в воспитании и чувство любви, и поможет ребенку развить доверие к вам.

Признавайте свои ошибки и работайте над ними. Когда вы позволяете разочарованию или гневу брать над вами вверх или делаете что-то, что, как вы понимаете, отличается равнодушием и безразличием, как можно быстрее исправьте ошибку. Ваша готовность брать на себя ответственность и возмещать ущерб усилит привязанность и узы между вами и ребенком. Детям с реактивным расстройством привязанности или другими проблемами привязанности нужно узнать, что, хотя вы неидеальны, вы любите их, несмотря ни на что.

Старайтесь поддерживать предсказуемый режим и расписание. Ребенок с расстройством привязанности не способен инстинктивно полагаться на близких, и может чувствовать угрозу при изменениях и противоречиях, например, во время путешествия или во время школьных каникул. Привычный режим или график обеспечит комфорт во время перемен.

0

7

Лечение реактивного расстройства привязанности: советы, как помочь ребенку почувствовать себя любимым

Ребенку, который не был связан с родителем в начале жизни, будет трудно принять любовь, особенно физические ее проявления. Но в ваших силах помочь ему со временем научиться принимать любовь, при условии последовательности в воспитании и воспроизведении одних и тех же паттернов. Доверие и безопасность приходят, когда ребенок снова и снова видит любящие действия, слышит успокоительные слова, чувствует комфорт.

Подберите, что нравится ребенку. Если это возможно, проявите свою любовь к ребенку через укачивания, объятия и держание на руках — тот опыт, который ребенок не получил раньше. Но будьте внимательны, чувствует ли ребенок себя хорошо и комфортно. В случаях, если ребенок пережил насилие и травмы, вам придется двигаться достаточно медленно, потому что ребенок, как правило, сопротивляется физическим прикосновениям.

Реагируйте в соответствии с эмоциональным возрастом ребенка. Для детей с нарушениями привязанности характерно поведение, присущее более младшему возрасту, как в социальном, так и в эмоциональном плане. В связи с этим вам придется обращаться с ребенком так, как если бы он был намного младше, чаще используя невербальные методы успокаивания и утешения.

Помогите ребенку определять эмоции и выражать свои потребности. Дети с нарушениями привязанности могут не знать, что они чувствуют или как попросить то, что им нужно. Укрепите в ребенке идею, что испытывать любые чувства — нормально, и покажите ему здоровые способы выражения эмоций.

Слушайте, говорите и играйте с ребенком. Выделите время, когда вы в состоянии дать своему ребенку все свое внимание таким образом, который будет комфортным для него. Может показаться трудным все бросить, устранить все отвлекающие факторы и просто присутствовать в настоящем моменте, но время, проведенное вместе, дает прекрасную возможность ребенку открыться вам и почувствовать ваше внимание и заботу.

0

8

Можно говорить о том, что у ребенка в той или иной степени нарушена привязанность, если налицо все или большая часть симптомов реактивного нарушения привязанности (англ. reactive attachment disorder - RAD), перечисленных ниже:

Ребенок поверхностно обаятелен. При инициативе со стороны родителей нежность не проявляет. Если и проявляет ласкку, то обычно только потому, что хочет что-то получить.

В отношениях с посторонними и незнакомыми людьми ребенок неразборчиво ласков и привязчив.

Не испытывает привязанности и не проявляет доверия к человеку, который ухаживает за ним на ежедневной основе (особенно к приемной матери).

Не смотрит в глаза при общении с родителями, кроме тех случае, когда лжет.

Склонен к интригам и манипулированию другими людьми. Стремиться командовать и полностью контролировать любую ситуацию.

Часто действует из противоречия, постоянно нарушает установленные правила.

Склонен к вспышкам гнева или истерикам, особенно в ответ на попытку взрослых ввести какие-либо правила или запреты.

Проявляет повышенный интерес к темам смерти, огня, крови, разрушения.

Жесток к животным, портит вещи, агрессивен по отношению к другим людям.

Склонен к членовредительству ("ауто-агрессия"), к "несчастным случаям".

Лжет об очевидном, притворяется, ворует. Не испытывает раскаянья, бессовестен.

Не способен отвечать за себя. Вину за свои поступки и проблемы обычно перекладывает на других.

Повышенно импульсивен, не умеет контролировать себя и не способен оставаться в границах поведения, установленных другими людьми.

Страдает сильными перепадами настроения. Часто находится в пониженном настроении или в депрессии.

Не понимает или плохо понимает причинно-следственные связи.

Проявляет необычные пищевые привычки, например, склонность в чрезмерных количествах запасать или прятать еду, склонность к обжорству или голоданию, поедание несъедобных вещей и т.д.

Страдает недержанием мочи (энурез) и\или недержанием кала (энкопрез).

Мало или совсем нет постоянных друзей, отношения со сверстниками неустойчивые .

Плохо учится.

Постоянно задает бессмысленные вопросы и "трещит языком".

Болезненно преувеличивает собственную значимость.

Самого себя чувствует беспомощной жертвой, а окружающих воспринимает как источник опасности.

Некоторые специалисты дополняют вышеперечисленные базовые симптомы такими:
Ребенок проявляет неадекватное возрасту сексуальное поведение.
Ребенок требователен или "прилипчив", но только когда ему этого хочется ("на своих условиях").
Ребенок страдает нарушениями сна.
Ребенок гиперактивен, сверхбдителен даже по мелкому поводу.
У ребенка наблюдается задержка или нарушения речевого развития.
Ребенок часто становится объектом травли со стороны сверстников.

Важно отметить, что у приемных родителей таких детей тоже проявляются некоторые типичные "симптомы". Например, они часто деморализованы и чувствуют беспомощность. Могут быть либо эмоционально истощены, либо, напротив, постоянно раздражены. После безуспешных попыток исправить поведение такого ребенка "просто любовью" приемные родители начинают сомневаться в своей педагогической состоятельности, что приводт к срывам на ребенка. Но после каждого срыва родителей захлестывает чувство вины, и круг повторяется. Ситуация усугубляется тем, что у окружающих, не видящих всего комплекса отношений внутри семьи, порой возникает ощущение, что родители почти враждебны по отношению к приемным детям, и семья оказывается в еще большей изоляции.

0

9

Очень важным пунктом в понимании структуры семьи являются принятые в ней правила.

Эти правила могут быть глобальными, а могут быть незначительными на первый взгляд, но очень важными для данной семьи. Важно также то, чтобы правила, которые декларируются родителями, не противоречили их собственному поведению, иначе даже от маленького ребенка сложно будет добиться их выполнения. Немаловажным также является тот факт, что дети, приходящие в семью не младенцами, а хотя бы в возрасте 1-1,5 лет, вносят в семью свои правила, приобретенные ими за свою жизнь. И здесь встает вопрос о том, как принимаются правила в семье, обсуждаются они или нет, кто обычно уступает, что происходит в том случае, когда правила противоречат друг другу. Для понимания этого родителям полезно вспомнить момент создания своей семьи, ведь в тот момент встретились две семейные системы и принимались новые правила, как это происходило?

Что же это за правила? Очень часто, если попросить семейную пару написать правила своей семьи, они теряются и говорят, что правил у них нет. Возможно и такое, однако, чаще всего в любой семье есть достаточно четкие правила, просто они не всегда озвучены. Эти правила могут касаться распределения обязанностей и ответственности в семье, бытовых аспектах, отношений к родственникам и т.д. Например, как решаются спорные вопросы в воспитании детей? Родители спорят, кричат и доказывают свою правоту? Или всегда последнее слово за отцом, а может быть за матерью? А может быть все решения в семье должны быть одобрены бабушкой? Это важно понять для себя и оговорить до появления ребенка в семье, независимо от того, кровный он или приемный.

Если мама не разрешает есть мороженое, пойду к папе, он все разрешает. Мама просит убрать игрушки – пойду, пожалуюсь бабушке, она и меня пожалеет и маму отругает, скажет, чтобы она на себя смотрела.
Дети очень хорошо пользуются такого типа разногласиями в семье и, таким образом, учатся манипуляциям вместо способности построения нормальных отношений.

0

10

Для того, чтобы ребенок научился осознавать последствия своих поступков, важно не наказывать его за проступки, а по возможности стремиться сделать так, чтобы он на себе почувствовал их последствия. Например, если ребенок не хочет убирать игрушки (понятно, что имеется в виду ситуация, когда ребенок способен это сделать, но не делает сознательно), наказание (например, поставить в угол) не будет естественным последствием действий ребенка. А естественным в данном случае будет то, что вы не успеете сделать что-то, что ребенок очень любит – например, почитать перед сном или еще что-то из-за того, что вам пришлось убирать за ним игрушки, наводить порядок.

С этой точки зрения большинство родителей неправильно ведут себя в ситуации, когда ребенок что-то проливает, роняет еду и т.п. Что пытается сделать в такой ситуации маленький ребенок? Он пытается убрать последствия своего поступка – чем-то вытереть, прикрыть, в меру своих возможностей. Что делают в этой ситуации большинство родителей? Они говорят (или кричат) ребенку: «Не трогай, я сама уберу» и убирают. В результате ребенок вместо того, чтобы учиться отвечать за свои поступки, учится тому, что нужно замереть и предоставить маме возможность что-то с этим сделать. Более правильным для дальнейшего развития ребенка, для формирования у него адекватного отношения к родителям, а в дальнейшем и к миру, было бы помочь ребенку справиться с последствиями его поведения (то есть в предложенном примере – убрать разлитую еду вместе с ним). Главное, предупреждая ребенка о последствиях его поведения, быть с ним честным и действительно выполнять свои обещания. Если вы сказали, что все неубранные игрушки будете выкидывать, их нужно именно выкинуть, а не спрятать, дети очень хорошо чувствуют фальшь. Поэтому подумайте, готовы ли вы выполнить то о чем говорите? Если вы запретите ребенку в качестве наказания смотреть мультики и играть на компьютере, а вам нужно доделать срочную работу, уверены ли вы, что сможете закончить работу, что ребенок не будет просить вас поиграть с ним?

Еще один важный момент для наказания ребенка – реалистичность названного времени. Наказать ребенка в возрасте 1 – 2 лет на неделю лишением чего-то бессмысленно. Он забудет через час, за что его наказали, и не осознает, что такое неделя и какова ее продолжительность.

0

11

Для выражения своих чувств и для обучения ребенка способам их адекватного (приемлемого) выражения можно использовать различные способы, например «Я-высказывания». Важнейшим умением в общении является непосредственность. Мы не приучены высказывать свои чувства, особенно гнев и раздражение и поэтому мы их подавляем, вместо того, чтобы выразить их, когда они возникают. Предлагаемая техника позволяет сделать это корректно. Она включают описание чувств говорящего, описание конкретного поведения, которое вызвало эти чувства, и информацию о том, что по мнению говорящего, можно в этой ситуации предпринять.

Схема Я-высказывания имеет следующий вид:
- Я чувствую …(эмоция), когда ты …(поведение), и я хочу …(описание действия).
- Я волнуюсь, когда ты приходишь поздно домой, и я хочу, чтобы ты предупреждал меня о том, что задержишься.
(В ситуации когда подросток пришел домой позже, чем обещал. Вместо крика: «Где ты шлялся?»)

Эта простая формула помогает выразить свои чувства. Посредством Я-высказывания, вы сообщаете человеку, что вы чувствуете или думаете по поводу некоторой проблемы, и подчеркиваете тот факт, что вы говорите, в первую очередь, о своих чувствах. Кроме того, вы сообщаете, что вы задеты и хотите, чтобы тот, к кому вы обращаетесь, изменил свое поведение определенным образом. Поскольку эти высказывания не нацелены на то, чтобы обвинить или дискредитировать другого, то велика вероятность того, что вас нормально выслушают и нормально ответят вам.

0

12

Каждому человеку хочется быть услышанным и понятым. Дети также хотят, чтобы их выслушали и поняли. Сопереживание – это способность распознать, что происходит с другим человеком, и высказать ему свое понимание. Важно осознать, что одного понимания недостаточно, необходимо суметь донести свое понимание до другого человека.
Чтобы научиться выражать сопереживание, можно использовать следующие формулы:
- Звучит так, как будто ты …(чувства), потому что …(содержание).
- Ты выглядишь …(чувства), потому что …(содержание).
- Может ты …(чувства), из-за …(содержание)?
- Похоже, что ты … (чувства), из-за …(содержание)?
Для ребенка из детского учреждения очень полезно увидеть, что кроме тех отношений, с моделью которых он знаком (далеко не всегда позитивных), существуют и другие модели отношений. Для этого ему важно видеть отношения между родителями (проявления заботы, привязанности). Если в семье есть другие дети, это огромный резерв для ребенка усыновленного или взятого под опеку – ведь дети гораздо легче понимают и узнают что-либо, глядя на своих сверстников; отношения с другими родственниками – бабушками, дедушками, двоюродными братьями и сестрами.

0

13

https://adopting.ru/viewtopic.php?f=44& … 2842#p2842 (О привязанности)

Кэрин Б. Первис, Дэвид Р. Кросс, Венди Лайонс Саншайн

ПРИВЯЗАННЫЙ РЕБЕНОК

Принеси надежду и исцеление в свою приемную семью

0


Вы здесь » Заблудившиеся в зеркалах » Мир Психологии » Нарушение привязанности или маленькое чудовище