Это письмо студента Учителю. Настолько давнее, что я могу совершенно бескорыстно процитировать слова, с которыми один из мозаичников вошёл в форум:
Ой какая прелесть! Случайно наткнулся ... и удержаться не смог. ((С) DVolk)
Оставил все милые наивности: всё-таки документ персональной истории.
Было бы обидно, если из всех заложенных в мире возможностей реализовалась только одна, не самая вероятная. Очевидно, что реализуются все возможности, только мы видим их все по отдельности.
Детерминизм определил возможность сужения числа вариантов обстоятельств; вероятность - возможность их расширения.
Эта гипотеза уже есть в фантастике.
Никого не удивит, если я скажу, что физика не определяет полностью движения мира, что от сознания тоже что-то зависит, когда условия (обстоятельства) станоятся достаточно тонкими, неопределёнными для физики. (Только обычно представляется, что под влиянием желаний человека происходят какие-то необъяснимые физикой физические явления или хотя бы колышутся стрелки приборов.) От сознания зависит как и в каких обстоятельствах из вероятных оно (сознание) будет существовать. (Простейший пример - человек пермещается: правда, тут происходит вмешательство мышц.)
Что если выражение "ушёл в мир иной" следует понимать буквально? (Только миров не два - "наш" и "тот" - а бесконечно много.) Что если субъективно (такой) человек не умирает. В любом случае не исключена вероятность выживания человека, то есть из одних и тех же условий получаются и вариант "мир-с-человеком", и вариант "мир-точно-такой-же-но-без-человека". У Вас никогда не было такого, что Вы достоверно помните событие, которое надёжно опровергается материальными источниками? (Конечно, проще всего сослаться на плохую память, в крайнем случае, на чьё-то враньё; можно отложить на полочку, помеченную вопросительным знаком). То есть Ваше прошлое не совсем совпадает с прошлым мира, в котором Вы существуете.
То есть Дарвина можно истолковать (переформулировать) по-другому: не в мире (в обстоятельствах) остаются приспособленные к нему, а разные живые существа (сознание-генотип) перетряхиваются, перераспределяются по мирам, к которым они более гармонируют. Кроме вероятностной характеристики (в котором "более гармонируют") можно ввести количественную характеристику активности сознания-генотипа - насколько сильно оно действует, раз уж оно существует в этом мире. Аналогично про совместимость двух сознаний-генотипов.
(Во времена Дарвина была проблема: как обменять сознание (человечность) на существование; сейчас - жалко всех людей, как сэкономить сознание.)
Раз прошлое может меняться "само", то нельзя ли менять его сознательно и каким образом? (К.Симонов "Ожиданием своим ты спасла меня") нельзя ли посмтреть, как там в иных мирах? Это зависит от воображения (в том числе), я не могу себе представить лучшего прошлого, чем у меня есть. И потом: оно должно привести к тому же настоящему.
Если в Вашем новом мире появилось (или исчезло) какое-то событие (человек), то может быть от него зависело, что Вас не стало в старом мире? Или, может, Вы знаете человека, который жил невероятно, неправдоподобно долго, или чудеснейшим образом спасся (и не жулик, конечно) - может, он когда-нибудь спас Вашего отца? Словом, его существование было необходимо для Вашего существования, в таком виде в каком Вы есть? Или у какого-то человека что-то изменилось - Вы чувствуете, хотя ничего не произошло - я, например, носом чую, сколько кто проживёт, это не аттракцион, а увиденный приговор. Если для нескольких человек - для ансамбля, не просто так группы-Шаляй-Валяй - то, наверное, тот, для кого это невероятное событие (обнаружили, что) причинно, самый редкий из них человек?
Ну что ли из этого получается личное субъективное бессмертие?
Ну это зависит от насколько человек остаётся самим собой, не обменивает свои человеческие свойства, "кусочки", на обстоятельства (пример: совесть на сервант), которые суть идеоадаптация, приспособление, привязывание к существующему частному миру. И: кроме "цветами души" можно украшать мир "кусками души", например, Генрих Альтов (в противоположность С.Гансовскому, который не тратит себя, а наоборот всё собирает).
Каждый существует поскольку и насколько он нужен (М.Зощенко: "Он имел несчастье умереть позже, чем ему полагалось") - это вначале. Потом - насколько он может (реакционный период)).
То есть покуда человек остаётся человеком, сохраняет свою человеческую поведентику, а не вещную - природы неживой, живой, машинную, административную.
...